Александр Анатольевич Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа:
"Российские Вооруженные силы (ВС) функционируют с 7 мая 1992 года, то есть 16 лет. Показательны в их жизнедеятельности два периода: первые восемь лет и вторая восьмилетка. Два этапа ВС хронологически совпадают с периодами правления первого президента РФ и его преемника. Сравнение двух восьмилеток дает информацию для размышления.
Вопреки расхожему мнению, что финансирование армии в 2007 году разительно отличается от того, каким оно было в 2000-м, общие бюджетные ассигнования на оборону за эти годы лишь несущественно (порядка 15% в долларовом выражении) превышают средние расходы на эти цели в 1993–1999 годах.
Состояние личного состава Вооруженных сил в настоящее время можно оценить как тяжелое. Главными проблемами являются демотивация военнослужащих (связанная не в последнюю очередь с существенным ограничением их социальных прав) и их депрофессионализация. Приходится констатировать весьма низкий уровень подготовки офицерского и генеральского корпуса. Отток офицеров из ВС остановить не удается. Внедрение контрактного принципа комплектования отдельных частей, производившееся в 2000–2007 годах, не привело к повышению качества личного состава.
Наибольшую тревогу вызывает кризисное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС), благодаря которым страна в полной мере обеспечивает безопасность и суверенитет. На начало 1992 года РФ имела 6347 зарядов. В 1999 году, уходя в отставку, президент РФ Ельцин передал своему преемнику 5842 заряда. К началу 2007 года Россия располагала 681 межконтинентальной баллистической ракетой (в том числе на подводных лодках) с 2460 боевыми частями и 79 самолетами стратегической авиации с 884 крылатыми ракетами. Всего 3344 заряда.
При сохранении существующих тенденций (крайне низкий темп строительства новых ракет при ускоряющемся выводе старых) к середине следующего десятилетия в составе российских СЯС могут остаться не более 300 межконтинентальных ракет и не более чем 600 боезарядов на них.
Официальная пропаганда устами некоторых высокопоставленных российских чиновников вещает, что к 2015 году авиационная группировка СЯС будет увеличена до 50 бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Сегодня ВВС РФ имеют 79 таких самолетов, то есть уменьшение группировки на 29 единиц подается как ее увеличение.
В сфере обычных вооружений отмечается существенное (в несколько раз) снижение объемов закупок по сравнению с периодом 1990-х годов, срыв государственных программ перевооружения и деградация содержания самих этих программ. Например, в 1992–1999 годах Сухопутные войска получили 120 танков Т-90 (4 батальона) и до 30 Т-80У (1 батальон). За 2000–2007 годы поступление танков не превысило 90 Т-90 (3 батальона). Всего в сухопутных войсках насчитывается примерно 200 танковых батальонов. Возникает сомнение в том, насколько вообще целесообразно обновление танкового парка такими темпами.
В Военно-воздушных силах ситуация гораздо хуже. В ельцинское правление ВВС получили до 100 машин. За 2000–2007 годы для военной авиации было закуплено всего два новых самолета Су-34.
Аналогичная ситуация и с наземной ПВО. Начиная с 2000 года официальные представители ВС не уставали делать заявления, что комплекс С-400 будет принят на вооружение либо в текущем, либо в наступающем году. Поставки же начались лишь в середине 2007 года. Однако запланированным количеством поставок этого зенитно-ракетного комплекса невозможно не только прикрыть основные административные и промышленные центры, но даже обеспечить функционирование СЯС.
Бывший министр обороны Сергей Иванов в присущей этому чиновнику манере «милой, обезоруживающей некомпетентности» неоднократно заявлял, что один Су-34 способен заменить десять Су-24. В реальности один Су-34 может заменить в ходе боевого вылета лишь полтора-два Су-24. Для адекватной замены 500 Су-24 требуется 200–300 Су-34, а не 58.
В 1992–1999 годах ВМФ РФ получил от промышленности около 50 боевых кораблей и катеров, заложенных еще до распада СССР, в том числе 14 атомных подводных лодок и ракетный крейсер «Петр Великий». Единственной боевой единицей ВМФ РФ, целиком построенной в период после 2000 года, стал малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Астрахань».
При сохранении существующих тенденций силы общего назначения РФ в течение ближайших 8–10 лет достигнут размеров вооруженных сил средней европейской страны, что не позволит обеспечить обороноспособность РФ, особенно в условиях параллельной деградации СЯС."
«Независимое военное обозрение» http://www.ng.ru/nvo/2008-02-13/9_degradatsia.html
Газета «ВПК» о мудром министре Сердюкове:
НЕПУБЛИЧНЫЙ ПОЛИТИК
МИНИСТР ОБОРОНЫ РФ АНАТОЛИЙ СЕРДЮКОВ СЛОВАМ ПРЕДПОЧИТАЕТ ДЕЛО
"15 февраля 2008 г. исполняется ровно год со дня вступления в должность министра обороны Анатолия Сердюкова. Не такой уж большой временной отрезок, за который многое можно изменить в Вооруженных Силах. Тем более гражданскому человеку и непубличному политику, что некоторыми СМИ ставилось ему как бы в упрек. Действительно, Анатолий Эдуардович Сердюков редко "светится" на ТВ, мало выступает с интервью в газетах. Но все это с лихвой компенсируется другим. Как показало время, он оказался человеком прежде всего дела - качество, которое ценится очень высоко в армейской среде.
Именно поэтому в данной статье мы решили поговорить не о его личных качествах, достоинствах или недостатках, которые, безусловно, есть у каждого человека. А о том, что конкретно он сделал за минувший год, как изменился облик Вооруженных Сил. Это будет лучшей иллюстрацией, ведь факты, как говорится, упрямая вещь.
НАЧАТЬ С НУЛЯ
Ему действительно пришлось начинать почти с нуля. В чем, кстати, Сердюков по-мужски честно и откровенно признался в одном из первых интервью. "Я человек сугубо штатский, хотя вкус солдатского хлеба мне знаком не понаслышке. Многое, конечно, в Министерстве обороны для меня ново, - поделился он своими первыми впечатлениями. - Это и круг обязанностей, и особенности военного управления, и специфика выполняемых задач. Думаю, в максимально сжатые сроки мне удастся как следует освоить все стороны жизни и деятельности войск".
Удивительно, но он не постеснялся даже пройти курсы подготовки в Военной академии Генерального штаба. Занимался самоподготовкой. А поскольку со многими проблемами, прежде всего управленческого характера, ему уже приходилось сталкиваться по роду своей предыдущей деятельности, то все это не могло не дать своих результатов.
Насколько намеченная им программа соответствовала запросам и потребностям войск? Вот как он обозначил основные направления деятельности на посту главы военного ведомства. На первое место поставил модернизацию и адаптацию структуры Вооруженных Сил к требованиям времени. Подчеркнул, что она проводиться будет поступательно и с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств. А они довольно значительны. Только в рамках Государственной программы вооружения, рассчитанной на период до 2015 года, на поставку новой техники и вооружения должно быть выделено более 4 триллионов рублей. Доверить такую громадную сумму можно было только человеку, в чьей кристальной честности и порядочности не приходится сомневаться.
Помимо оснащения армии и флота современными образцами ВВТ, требовалось продолжать переход на контрактный способ комплектования, укреплять законность и правопорядок в ВС, повышать социальный статус военнослужащих: Чего скрывать, многие из этих проблем накапливались годами, не находя своего решения. Поэтому потребовалось четко распределить усилия, расставить акценты. Надо было понять и то, что без параллельного решения социальных проблем военнослужащих этот клубок распутать будет невозможно. Вот почему министр обороны сразу назвал социальную сферу также среди основных направлений развития Вооруженных Сил.
В соответствии с государственным оборонным заказом сегодня в армии серийно закупаются новые образцы вооружений, которыми комплектуются целые подразделения - батальоны, дивизионы, эскадрильи. Причем среди них все больше появляется совершенно новых разработок. Назовем лишь некоторые, наиболее значимые брэнды:
- новый ракетный комплекс "Искандер";
- новая боевая машина десанта "БМД-4";
- новая зенитная ракетная система С-400 "Триумф":
Мы стали свидетелями спуска на воду новой подводной лодки и кораблей различного класса.
Кроме того, в минувшем году в армии произошли и другие значимые события. Значительно увеличилось число учений, походов, стрельб. На Северном Кавказе созданы две новые горные бригады вместе со всей необходимой инфраструктурой: казармами, жильем для офицеров, учебной базой.
В частях постоянной готовности ВВС средний налет командира экипажа составил 42 часа. Начали полеты 90% молодых летчиков.
В 2007 году завершилось выполнение Федеральной целевой программы по переходу ряда соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования. И сегодня около 44% численного состава Вооруженных Сил уже выполняют служебные обязанности по контракту. А в целом переведены на контракт 82 соединения и воинских части, общей численностью 99 тыс. человек. Анатолий Сердюков назвал это большим шагом в развитии военной организации. Всего же в ВС сегодня уже 210 тыс. солдат и сержантов-контрактников. А на очереди - новая ФЦП по переводу с 2009 года сержантов и плавсостава ВМФ на контракт.
Срок службы по призыву в Вооруженных Силах сократился до 1 года. Разработана и получила одобрение новая форма одежды для военнослужащих армии и флота. Активизировался процесс совершенствования подготовки высококвалифицированных военных специалистов.
АВТОРИТЕТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Выполнение перечисленных задач невозможно без решения проблем социального характера. Граждане, проходящие службу в армии и на флоте, должны чувствовать заботу государства. Солдат или офицер не должен думать на службе о социально-бытовых проблемах, о том, как устроить ребенка в сад, как прожить от получки до получки. И такая защищенность требует комплексного похода со стороны государства, руководства ВС. Поскольку включает в себя не только обеспечение жильем, достойным денежным довольствием. Речь - об эффективной системе социального обеспечения в целом. Именно эти факторы напрямую влияют на то положение в обществе, которое занимает человек в погонах.
В соответствии с принятым министром обороны 5 июля 2007 года решением в военном ведомстве была создана рабочая группа по разработке основных направлений совершенствования военно-социальной политики на ближайший период и перспективу. Возглавить работу поручено статс-секретарю - заместителю министра обороны генералу армии Н. Панкову. А координирующим органом военного управления определено Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. В конечном итоге "основные направления" трансформировались в "Стратегию социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2016 года".
И хотя статус военного сегодня еще недостаточно высок, все мы стали свидетелями того, что за последнее время в этом направлении сделан настоящий прорыв. Успешному решению проблемы способствуют программы по строительству жилья, индексации денежного довольствия, реализации других мер. На мой взгляд, именно на социальном фронте Анатолием Сердюковым был сделан наиболее заметный рывок. И это самое правильное, поскольку именно социальная сфера была наиболее болезненной точкой. Мониторинг по итогам 2006 года показал: уровень материального достатка военных семей еще не адекватен затратам воинского труда, опасностям и лишениям военной службы.
Именно поэтому главным в 2007 году было даже не перевооружение армии, а изменение социального климата в частях и подразделениях, настроений в офицерской среде. И надо отдать должное министру обороны, который на этот счет высказался прямо и решительно: "Темпы роста основных социально-экономических показателей в стране превосходят темпы роста аналогичных показателей по военнослужащим". Давайте хотя бы ретроспективно вспомним, что было сделано в этой сфере уже при новом министре обороны:
- С 1 декабря 2007 года денежное довольствие военнослужащих повышено на 15%. А также параллельно установлены повышенные оклады по воинским званиям (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти").
- С 1 сентября 2007 года для гражданского персонала установлена надбавка к заработной плате в размере 15% (приказ МО РФ от 29 октября 2007 г. №444).
- Выделенные в 2007 году бюджетные ассигнования в рамках реализации Президентской программы обеспечения жильем военнослужащих "15+15" позволили решить квартирный вопрос более 17 тыс. семей военнослужащих. В конце года эта программа получила новый импульс и дополнительное финансирование для своего развития.
- Дополнительные меры по обеспечению военнослужащих жильем были спланированы в Нижегородской, Ростовской, Смоленской и Свердловской областях.
- Принято решение о создании фонда служебного жилья для семейных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на должностях солдат (матросов), сержантов (старшин).
- Восстановлено право военнослужащих на повторное заселение в муниципальный жилой фонд в случае его освобождения другими военнослужащими (Федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В ближайшей перспективе военнослужащие, заключившие контракты до 1 января 1998 года, будут обеспечены постоянным жильем. А размер субсидий, предоставляемых по программе ГЖС, приведен в соответствие с рыночной стоимостью стандартного жилья в субъекте Российской Федерации.
Серьезные меры были приняты для медицинского, санаторно-курортного и культурно-досугового обеспечения военнослужащих, гражданского персонала ВС. Военнослужащие, несущие боевое дежурство, теперь смогут после выполнения ими задач пройти полный комплекс медицинской реабилитации. Гражданский персонал ВС будет обеспечен льготным санаторно-курортным лечением с оплатой 30% стоимости путевки. Состоялось решение министра обороны и о включении гражданского персонала ВС в систему медицинского обслуживания, а также многодетных семей военнослужащих.
Построено 11 новых клубов для воинских частей, причем в двух из них (ст. Троицкая Республики Ингушетия и пос. Степной Ростовской обл.) реализован принцип создания культурно-досуговых центров (КДЦ). В основе КДЦ - модульность предоставления услуг в области культуры, спорта, отдыха и досуга (спортивный тренажерный зал, сауна, киноконцертный зал, фитобар, бильярдная, боулинг, пункт проката видеофильмов, библиотека с читальным залом, пункт психологической помощи). А в двух горных мотострелковых бригадах (ст. Зеленчукская Ставропольского края и п. Ботлих Республики Дагестан) возведены КДЦ капитального типа. Построены также аквапарки в гарнизонах Видяево (СФ) и Вилючинск (ТОФ).
Продолжается работа по передаче организации питания военнослужащих сторонним предприятиям на договорной основе. Данная мера, как показал опыт, позволила серьезно улучшить качество питания и повысить культуру обслуживания. А главное, военнослужащие теперь не будут постоянно отвлекаться на хозяйственные работы, смогут целенаправленно заниматься боевой подготовкой. В ближайшее время планируется внедрить такой опыт в военных госпиталях и военных образовательных учреждениях.
Не забыты и семьи военных. С 1 января 2008 г. военнослужащим производятся выплаты на содержание их детей не только в государственных, но и в муниципальных, негосударственных детских дошкольных учреждениях. А имеющим трех и более детей периодически будет выплачиваться единовременная денежная помощь в размере десяти тысяч рублей на каждого ребенка (приказ МО РФ от 12 октября 2007 г. №424). Наконец, в 2007 году увеличен размер компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за летний оздоровительный отдых детей школьного возраста до 7200 рублей (в 2006 году - 1221 руб.).
Естественно, подавляющее большинство этих решений вряд ли могло состояться без участия Анатолия Сердюкова, его личной заинтересованности и соответствующей работы. Немалые планы намечены и на ближайшую перспективу. Так, планируется привести размеры окладов по воинским должностям и званиям в соответствие с размерами окладов по должности и за классный чин федеральных госслужащих, а также ввести повышающий коэффициент к должностным окладам по аналогии с другими силовыми ведомствами. Планируется стимулировать единовременными пособиями заключение очередных контрактов в зависимости от их срока.
Как видим, сделано не так уж мало за минувший год с момента назначения Анатолия Сердюкова на пост министра обороны. Автору этих строк, например, довелось послужить в Вооруженных Силах не один год, и я могу сравнивать, как, скажем, было во времена Б. Ельцина. Если кто забыл, то напомню, что армия тогда влачила жалкое существование, офицеры месяцами не получали денежного довольствия, жены летчиков от безысходности перекрывали взлетные полосы. Ни о каком поступательном развитии, реальных перспективах даже речи не шло. И вот в последнее время мы являемся свидетелями совершенно иного отношения к Вооруженным Силам. Всего один год работы Анатолия Сердюкова в должности министра обороны стал в этом отношении довольно показательным. Поэтому от имени всех, кто носит или когда-либо носил погоны, имел или имеет какое-либо отношение к Вооруженным Силам, хочется поздравить его с этим своеобразным "юбилеем", пожелать столь же уверенно двигаться вперед по пути преобразования Вооруженных Сил России."
Олег ФАЛИЧЕВ http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.222.articles.army_02
|