По сообщению центра общественных связей Генпрокуратуры в Москве были проведены в рамках дела, возбужденного Генпрокуратурой 7 января 2002 года по ст. 201 УК России (злоупотребление служебными полномочиями). На основании материалов, переданных службой экономической безопасности РАО, прокуратура расследует "действия группы лиц, выразившиеся в уводе активов газового монополиста на общую сумму 2,6 млрд. рублей путем незаконной реализации Сургутского газоперерабатывающего завода". Допрошен Рем Вяхирев. В порядке ст. 122 УПК РСФСР трое сотрудников СИБУРа (С.Голдовский, Е.Кошиц и В.Шеремет) задержаны, обвинения по делу им пока не предъявлены.
Напомним, при создании "Сибирско-Уральской газоперерабатывающей компании" (СИБУР) в ее состав вошли девять газоперерабатывающих предприятий, принадлежащих холдингу "Сибнефтегазпереработка" (г. Сургут). Контрольный пакет акций холдинга принадлежал государству, СИБУР владел 36,5 проц. пакета. В конце 90-х создан "Сибур-Тюмень", которому было передано все имущество как " Сибнефтегазпереработки", так и других "дочек" СИБУРа. В декабре 2001 г. "Сургутнефтегаз" выкупил активы Сургутского ГПЗ. Именно того газоперерабатывающего предприятия, борьба за которое, как многие объясняют, и закончилась арестом главы СИБУРа Голдовского и других.
И вот тут возникает первый вопрос: если сегодня по поводу продажи завода не существует решение суда, признавшего акцию незаконной, то на какое же законное основание "опирается" Генпрокуратура, публично распространяя версию о "незаконной" реализации ГПЗ? В руководящие органы только СИБУРа входят: Георг Шталь (глава австрийской "CE Oil & Gas"), Ральф Тойер (исполнительный директор "Raiffeisen Ost Invest"), Макс Дитрих Кляй (зампредседателя совета директоров "BASF"), Элмар Дойч (советник "DOW Europe"), Кристоф Гетти (президент инвестиционного фонда "Getty Trust"), Иосиф Левинзон (заместитель губернатора Ямало-Ненецкого АО)... Есть в компании десяток вице-президентов. Так и не объяснено, почему Генпрокуратура ограничилась именно этими тремя арестованными?
Вспомним, на совещании у газодобытчиков президент Путин задал вопрос: "Где деньги?" Похоже, что задержания и есть подготовка ответа на заданный вопрос. Но хорошо бы представлять хотя бы географию выведенных из "Газпрома" миллионов. Понимать, к какой составной части СИБУРа относится та или иная претензия РАО "Газпром". А для этого должна быть собрана информация не только о деятельности московского СИБУРа, но и таких предприятий, как: СИБУР-Украина, СИБУР-99, СИБУР-Химпром, Sibur Chemical (Варшава), Sibur Chemikal Rt (Венгрия), Sibur International (UK), Sibur Itera и др., а также участии их менеджеров в тех или иных сделках, включая личные "интересы" в офшорных компаниях - номинальных владельцах Сургутского ГПЗ.
Ведь нет ни малейших оснований для утверждений о том, что в выводе активов (если он и был) виновен исключительно СИБУР (Москва). Расследования по юридическому адресу в швейцарском городе Цуге одного из постоянных торговых партнеров "дочки" СИБУРа помогут интересующимся квалифицированно определить конкретную долю участия в формировании задолженности перед РАО "Газпром" как самого СИБУРа, так и иных аффилированных структур РАО, не имеющих к СИБУРу ни малейшего отношения, - "Межрегионгаз - Интерхимпром", включая аффилированные к ним англо-швейцарскую "Interchem Energy Ltd", швейцарские "Interchem Holding AG", "Interchem Investment AG" и другие компании в Люксембурге, Лондоне, на острове Джерси и в Нидерландах. Это направление анализа может стать источником сюрпризов. Например, может выясниться, что валютная выручка, числящаяся у РАО в Москве (или его региональных российских подразделениях) как задолженность, на самом деле давно выплачена его аффилированным зарубежным структурам. А уж почему РАО "Газпром" не делает консолидированной отчетности, включающей отчет о деятельности всех его аффилированных зарубежных структур, это к предмету статьи не относится.
Этим самым будет проведена объективная оценка материалов службы экономической безопасности "Газпрома". Не факт, что виновные будут только из СИБУРа или только россияне.
К тому же неплохо было бы своевременно поинтересоваться деятельностью иных дружественных к "Газпрому" структур типа "Газсибконтракт". Только после тщательного анализа его экспортных операций (через "Топливно-энергетическую компанию "Итера-Русь") в адрес "Итера Интернэшнл Энерджи LLC" (Лимассол) и расчетов по ним, проведенных через банки Кипра, США, России, Казахстана, Украины, Каймановых островов и др., и можно обоснованно говорить о наличии либо отсутствии задолженности СИБУРа, "Транснафты", а также "Итеры" перед российским "Газпромом". Тем самым избежать ошибок, когда из-за неряшливости в финансовых расследованиях недостатки одного хозяйствующего субъекта приписываются другим.
Необходимо определить размер ущерба, нанесенного "Газпрому" и его российским "дочкам" иными аффилированными к СИБУРу субъектами, типа "Газонефтехимической компании".
Только выяснив все это, плюс размеры выплат на корпоративные и личные карточки некоторых менеджеров "Газпрома", можно попытаться дать ответ на вопрос президента: "Где деньги?" Все полученные документальные доказательства должны быть использованы для исков в зарубежные суды по поводу возврата незаконно изъятых у "Газпрома" средств. Этим и может быть переломлена наиболее бредовая российская экономическая тенденция - количество арестованных никоим образом не коррелирует с возвращенными на Родину деньгами.
ДОСЬЕ МН
В 2001 г. основными акционерами СИБУРа числятся: "Газпром" (50,67%), ЗАО "Газонефтехимическая компания" (14,23%), ООО "Триодекор" (13,79%), ООО "Бонус-Инвест" (8,18%), ОАО "Омскшина" (4,8%), ОАО "Воронежсинтезкаучук" (2,74%), ОАО "Ярославский шинный завод" (2,46%). 31 марта 2000 года ООО "Томлеско" (Tomi - lesco) приобрело на аукционе 14,78% акций СИБУРа за 151 млн. рублей при стартовой стоимости 150 млн., победитель имеет некоторое отношение к самому СИБУРу. "Газсибконтракт" создан при участии РАО "Газпром" (51%), СИБУРа (45%) и "Росконтракта" (4%). Затем 20% пакета стали принадлежать ЗАО "Газонефтехимическая компания"; 19% - ЗАО "Торговый дом "Газсибконтракт-трейдинг"; 4% - ОАО "Федеральная контрактная корпорация "Росконтракт", 6% - ООО "Бонус-Инвест", а 51% - РАО "Газпром". Сегодня "Газпрому" принадлежат только 23% акций, остальные распылены между офшорными компаниями.
|