На минувшей неделе сразу два высокопоставленных чиновника сделали знаковые заявления, касающиеся отношений федерального Центра и регионов. Сначала глава Минрегионразвития Дмитрий Козак на форуме «Россия» рассказал о своей концепции развития регионов, которая предусматривает деление российской территории на 7–10 экономических зон. Вслед за Козаком о регионах вспомнил во время выступления на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Последний в свою очередь порадовал губернаторов обещанием довести до «окончательного разрешения» вопросы, связанные с разделением полномочий между различными уровнями власти.
Что касается обещаний преемника, то, похоже, они глав регионов не успокоили. Система дележа полномочий в стране ныне проста, как говорится, до безобразия. У регионов полномочий выше крыши, но мало средств для их реализации. У Центра, в отличие от субъектов Федерации, денег куры не клюют. А главные свои полномочия – перераспределять по регионам денежные потоки, из этих самых регионов в Москву стекающиеся, Центр никому передавать, похоже, не собирается и не планирует в будущем. «Мы должны предпринять и организационные, и нормативные усилия, – говорит Дмитрий Медведев, – чтобы вопрос распределения полномочий и грамотного распределения позиций между различными уровнями власти был на понятный исторический период окончательно зафиксирован». Следует ли из этой туманной формулировки, что Центр позволит регионам присоединиться к общему бюджетному караваю, большой вопрос.
Не меньше, кстати, вопросов и по новой инициативе главы Минрегионразвития. Дмитрий Козак намерен уже к концу года разработать проект объединения экономик субъектов Федерации «в результате сравнения территорий по общим преимуществам». То есть министр намерен поделить страну на 7–10 суперсубъектов (макрорегионов), «которые имеют общие экономические признаки и в которых можно выстраивать свою специфическую политику, имея в виду прогнозы по долгосрочному развитию этих регионов».
Звучит заманчиво. Семь федеральных округов, созданных в рамках строительства вертикали власти, у нас есть. Теперь, похоже, возникла идея к вертикали политической добавить еще и вертикаль экономическую. Причем определять экономическую специализацию этих суперсубъектов будет Минрегионразвития. Конечно, это дает ведомству гигантские дополнительные полномочия и лоббистские возможности, но имеет ли это отношение к реальным проблемам регионов, у каждого из которых даже при всех их «общих преимуществах» (если такие найдутся) выше крыши своих, специфических проблем?
Да и что такое эти пресловутые «общие преимущества», понятно не слишком. У Приморья, к примеру, главное преимущество – порты и рыбодобыча. А какие похожие преимущества у расположенной всего лишь в полутора сотнях километров Еврейской автономной области? На Сахалине, находящемся также не столь далеко, есть нефть. А в Амурской области – лес. И можно ли в такой ситуации объять необъятное? Да еще руководить всем этим из Москвы? Разместить в LiveJournalТем более что все это в истории нашей страны уже было. Начиная от хрущевских совнархозов и заканчивая брежневскими попытками создания единого народно-хозяйственного комплекса. Чем все закончилось, общеизвестно.
|