В Москве вчера прошло Всероссийское совещание руководителей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре России (СКП). Это было первое подобное мероприятие в истории ведомства (создано оно было только в сентябре прошлого года) и потому предполагало стать особо торжественным. В СКП собирались доказать, что их ведомство «состоялось» как новый правоохранительный орган, и наметить планы. Но «высокий штиль» совещания был несколько омрачен выступлением генпрокурора Юрия Чайки, который подошел к оценке работы СКП критично. Он отметил, что после создания СКП наметились не только положительные, но и отрицательные тенденции.
Глава СКП Александр Бастрыкин в свою очередь комментировать слова г-на Чайки не стал, больше говоря именно о положительных тенденциях в работе подчиненных. Но обратил внимание коллег, что прокуроры после создания СКП почему-то стали в несколько раз чаще, чем раньше, возвращать уголовные дела на доследование. Кроме того, он скептически отнесся к законодательной инициативе передать расследование большинства преступлений (небольшой и средней тяжести) от следователей к дознавателям, с которой недавно выступила Генпрокуратура. Вместо этого г-н Бастрыкин предложил свой проект по совершенствованию закона в виде расширения полномочий представителей следственных органов.
Впрочем, для посвященных ничего загадочного в разном подходе Генпрокуратуры и ее СКП к оценке ситуации не было. Как сообщала газета «Время новостей», некоторые разногласия между двумя ведомствами начались даже еще до создания СКП. В Генпрокуратуре не одобряли реформу органов прокуратуры и законодательства (благодаря которой и появился СКП) в том виде, в котором она состоялась. В результате Генпрокуратура лишилась полномочий не только по возбуждению и расследованию уголовных дел, но и в значительной мере по надзору за расследованием дел другими ведомствами. Уже когда СКП формировался, появлялись сообщения о якобы имевших место трениях по поводу раздела имущества и помещений. А когда СКП начал работать, у него возникли разногласия с Генпрокуратурой по поводу самых громких расследований -- против генерала ФСКН Бульбова и замминистра финансов Сторчака. На этом фоне затеянная в конце прошлого года Генпрокуратурой проверка СКП ничего хорошего этому ведомству не сулила. И, как отмечали многие наблюдатели, вероятнее всего, была нацелена на «наглядное» подтверждение мнения о «вредности» проведенной реформы. Но вчера о проверке СКП не упоминалось -- по данным нашего источника, она еще не закончена.
Первым на совещании выступил именно г-н Чайка. Хотя, очевидно, это было лишь данью формальностям. Глава СКП по закону обладает полномочиями не меньшими, чем генпрокурор, а в некоторых вопросах даже большими и реально никак от него не зависит. Но руководитель СКП формально является заместителем генпрокурора, что и определило очередность выступлений.
В начале доклада г-н Чайка отметил: «Фаза становления СКП завершена, начинается полноценная работа. Все вопросы организационного характера, материального и соцобеспечения, укомплектования кадрами решены». Но добавил, что формировалась новая структура непросто. Именно поэтому, по словам генпрокурора, «за столь короткий промежуток времени (четыре месяца. -- Ред.) пока рано давать оценку, но уже можно сказать определенно: наметились как положительные, так и отрицательные тенденции».
«В первую очередь вызывает тревогу тот факт, что с сентября прошлого года прокуроры вынесли почти 23 тыс. постановлений о направлении материалов руководителям следственных органов об отмене решений в отказе в возбуждении уголовных дел, -- сказал г-н Чайка. -- Только в 600 случаях незаконные решения были отменены. Речь идет о заявлениях от граждан о преступлениях тяжких и особо тяжких. Я не думаю, что прокуроры, долгое время работавшие в этой сфере, принимали решения без достаточных оснований. Не может быть, чтобы их профессионализм резко улетучился. В органах прокуратуры просто не может быть по определению закрытых дел».
В связи с этим генпрокурор Чайка предложил представителям СКП в течение месяца провести полную ревизию всех решений об отказе в возбуждении уголовных дел.
Кроме того, г-н Чайка отметил, что «имеют место случаи несвоевременного отправления материалов о возбуждении дела прокурору». Он предупредил, что «в случае отмены постановления о возбуждении дела все проведенные до этого следственные действия СКП будут признаны незаконными».
Генпрокурор обратил внимание, что на первоначальном этапе формирования СКП большая помощь следователям оказывалась прокурорами. «Прокуроры за эти истекшие четыре месяца почти 5 тыс. раз выезжали на места происшествий для оказания практической помощи следователям, -- сказал г-н Чайка. -- А в тех случаях, когда следователи сами не могли выехать на место происшествия, а таких было почти 200, прокуроры выезжали сами и организовывали процесс расследования. Следователи СКП и в дальнейшем могут рассчитывать на профессиональную помощь прокуроров. Я уверен, вам под силу обеспечить соблюдение процессуальных норм. Мы ждем от вас полноценной эффективной работы».
Глава СКП Бастрыкин в свою очередь сообщил, что вверенное ему ведомство, несмотря на трудности, как самостоятельная структура, способная раскрывать и расследовать наиболее тяжкие преступления, все же состоялось. «В минувшем году в России на 31% сократилось число нераскрытых убийств, на 19% -- умышленных причинений тяжкого вреда здоровью и на 30% -- разбойных нападений», -- сказал г-н Бастрыкин.
«К сожалению, в работе следственных органов появились и некоторые негативные моменты, прокуроры стали чаще возвращать следователям уголовные дела на доследование, -- заметил г-н Бастрыкин. -- Если за весь 2006 год было возвращено 1,2 тыс. уголовных дел, то за четыре месяца работы ведомства -- около 1,3 тысячи».
Глава СКП признал, что проблема качества расследования действительно актуальна, и предложил внести ряд изменений в УПК, в том числе расширить полномочия руководителей следственных органов.
Касаясь работы новой структуры, он сообщил, что СКП уже укомплектован на 90%, и «в ближайшее время заполнение штата на всех уровнях будет завершено», но, учитывая увеличивающуюся нагрузку на следователей, речь может пойти и об увеличении штатной численности.
Говоря о планах ведомства, г-н Бастрыкин особое внимание уделил борьбе с коррупцией. «Мы с одобрением восприняли заявления первого заместителя председателя правительства Дмитрия Медведева о необходимости придать борьбе с разрастанием коррупции в органах госвласти статус нацпроекта, -- сказал он. -- Ржавчина взяточничества не только разъедает государственный механизм, она убивает веру граждан в возможность справедливости от государственной власти».
|