Туман зимой
Забавно перечитать свои статьи прошедшего года. Сколько понаписал глупостей, как крутился волчком вокруг «выбора Путина» и т.д. Забавно это все не «в порядке самокритики» (тут уж мои трудности), а в другом смысле: ведь «мы, политологи», — всего лишь пустые банки, прицепленные к «хвосту Путина». Сколько же он сам понаделал петель, носясь по кремлевскому двору!
Эксперимент с Зубковым (кто-то еще помнит про Фрадкова? Да кто и про Зубкова-то помнит, честно говоря?!). Национальный лидер. План Путина. Шакалы. «Тайна преемника». И вдруг — «Вот тебе, бабушка, Медведев день!»
Как в хорошем детективе — разгадка лежала раскрытой на столе, у всех на виду, да никто не видел.
Только едва ли таков был изначальный «план спецоперации Путина». Нет. Думаю, что никакого плана — как и положено в жизни — не было. Решение находилось методом проб и ошибок, пробовали «на зубок», отбрасывали, шли дальше, в условиях цейтнота. А мы, комментаторы, просто каждый зигзаг принимали за окончательный… Ну ладно, «абстрактную живопись вертикальных зигзагов» все уже оценили.
Но теперь-то зигзаг — окончательный?
Да, окончательный, в том смысле, что Медведев — наш президент. По-видимому, окончательный и в том смысле, что Путин — премьер. (Все-таки вероятность, что, сработав «паровозом», он в марте-мае 2008-го «отцепится», крайне мала.)
Но дальше по-прежнему полный туман. Так мы и не знаем «Who is mister Putin?». Ну да, человек года по версии журнала «Тайм». И — это все о нем? Чего хочет Путин: сохранить власть или передать власть? Смешно, но мы по-прежнему можем лишь гадать. Тест на беременность Я бы выделил одну важнейшую составляющую. Этот «тест на беременность властью» — самый точный.
Президент — это не тот, кто положил руку на текст Конституции. И не счастливый обладатель «чемоданчика». Воевать мы ни с кем не собираемся — «и наш чемоданчик стоит на запасном пути», вдали от основных политических трасс. Это не «кольцо власти» в стране, в принципе обладатель «чемоданчика» может играть даже роль «английской королевы» — тогда этот чемоданчик что-то вроде короны, хоть на макушку надевай… В общем, в серьезных внутриполитических конфликтах «аргумент-от-чемоданчика», к счастью, никакого значения не имеет.
Президент РФ — и не тот, кто летает на ранчо президента США, вынужден целоваться, прости Господи, с А.Г. Лукашенко и хлопать по железному плечу команданте Чавеса. Президент РФ — тот, кому подчиняются: а) спецслужбы, б) информпотоки ТВ, в) финансовые потоки в основных госкорпорациях.
Кстати, здесь возможно деление. Т.е. Путин-то контролирует все эти части, а другой президент может контролировать, скажем, только две. Более того, возможно и более мелкое дробление (президенту де-факто подчиняется ЧАСТЬ спецслужб, НЕКОТОРЫЕ каналы, ИЗБРАННЫЕ потоки – кстати, это, очевидно, так и есть — и т.д.). Но не будем о страшном — до такой анархии Россия, надо надеяться, не дойдет никогда. Так вот «тест на беременность властью» СРАЗУ задал сам Путин. Не успел он согласиться на пост премьера, как ТУТ ЖЕ заявил, что «пересмотра функций между премьером и президентом — не будет». Только при этом условии он соглашается «остаться на галерах» (из интервью «Тайм»).
А «пересмотр функций» означал бы, что у президента России отнимается в пользу премьера как минимум контроль над спецслужбами. Так вот Путин заявил: ЭТОГО — НЕ БУДЕТ.
Спецслужбы остаются в подчинении президента Медведева.
Что касается ТВ, то тут вопрос более сложный: ни в каком законе не прописано, разумеется, что они «подчиняются Администрации президента РФ». Поэтому данный вопрос, как и еще более запутанный и деликатный вопрос о «потоках», выносим за скобку, топим в тумане…
Итак — спецслужбы. Хребет Вертикали.
Этот Хребет Путин от себя – если ему верить – отпихивает обеими руками. Это центральный момент. Основной вопрос русской политической философии: говорит он правду или нет? Пытать бесполезно — разведчик не расколется. Попробуем «прокачать на косвенных».
Зачем Путин вообще это заявил? Кто его за язык тянул? Он мог без всяких уточнений просто согласиться быть премьером — и точка. Ясно, что никто бы не посмел его ни о чем спросить, более того, многие (и многие даже искренне) просили бы его именно что «пересмотреть полномочия» в свою пользу. И уж Медведев бы точно возражать не стал. Итак, Путина тянул за язык только он сам. Точно так же, как и в случае с третьим сроком. Ясно: если бы в соответствии с известной процедурой изменили Конституцию, ввели третий срок, то никто из людей во власти слова бы не сказал, Запад бы съел и не икнул, народ бы только хороводы водил. А Путин 128 раз, резко и четко отвечал: нет, нет, нет!!! И настоял-таки на своем. А теперь тоже четко говорит: никаких полномочий, кроме тех, что есть у премьера, не возьму. И не просите и не плачьте: Россия останется президентской. Правда? Неправда? Для фанатического упорства Путина в желании уйти с поста президента, а теперь и не брать потихоньку президентские полномочия есть два объяснения. Первое. Все врет! Просто старается приличия соблюсти, но «капитал приобрести» для него куда важнее. Он властолюбив, все равно останется президентом де-факто, вот и доказательство: «троянский Медведев». Внутри матрешки «Медведев» гораздо большая фигура всемогущего Путина. Поэтому в преемники и назначен слабый Медведев. Но вот вопрос: А ОТ СПЕЦСЛУЖБ ПУТИН ОТКАЗЫВАЕТСЯ — ЗАЧЕМ? «Не в этом ли сказался властолюбец?!»
Второе. Можно принять версию, которую с редким упорством годами отстаивал Белковский (как только у него высвободилась кипучая энергия, которую он раньше щедро тратил, требуя немедленного ареста врага народа Ходорковского): Путин правду говорит! Путин — сибарит, который хочет уйти от власти, уехать на свой Остров сокровищ посреди Женевского озера, вырыть клад (Белковский точно подсчитал, что клад стоит 40 млрд долларов!) и кайфовать вдали от «дикой России». Эдмонд Дантес бежит из Кремлевского замка, чтобы пожить графом Монте-Кристо. И ПОЭТОМУ, ВИДИМО, ПУТИН ОСТАЕТСЯ ПРЕМЬЕРОМ?!
Есть ли хоть какой-то способ распутать эту очередную запутку?
«Дедукция, Ватсон, дедукция!»
Зададимся общим вопросом: почему преемник — именно Медведев?
Согласно первой версии (властолюбец Путин), причина в том, что «мягкий Медведев» легко согласится на роль «зиц-председателя» — и по характеру, и потому, что понимает: «волшебную палочку власти» в виде спецслужб ему все равно не удержать. Ведь тут мало формального подчинения, тут необходимы контакты, связи, свои люди. А единственный «контакт» Медведева в спецслужбах — сам «резидент Путин». Поэтому спецслужбы и не подчинятся де-факто Медведеву, так и останутся путинскими.
Но тогда, опять же: почему же Путин по закону не сохранил за собой спецслужбы?! Ответ: а он их потихоньку переподчинит (точнее, просто сохранит контроль над ними). Допустим. Но зачем вообще было говорить о том, что «я их не возьму»? Конспирация такая? От кого? И какой в ней смысл — лгать, заранее зная, что ложь откроется? Но и по версии два (себялюбивый Путин) объяснение тут как тут. Медведев безопасен для Путина, не станет его преследовать по белу свету, выпустит из России — и будь с этой Россией что будет… Все очень мило. Только что же тогда Путин не «бежит» (хотя бы из власти), оставив на хозяйстве Медведева? «Главное в профессии Национального лидера — вовремя смыться», — так можно сказать, перефразируя знаменитый фильм. Так что же Путин остается? Ну ответ и тут, конечно, есть — это пока что, это только до марта, чтобы обеспечить избрание Медведева. А потом — до мая, до передачи власти. Ну-с, а если Путин останется (рискну предположить!) и дальше — тогда в чем дело? Ну после мая придумают еще одну отмазку… Но общий взгляд на «сибарита-Путина» менять не станут. «А все-таки она вертится!» Идиллия ученика и учителя Мой же ответ следующий. Путин мог выбрать Медведева по многим дополняющим друг друга причинам. Первое. Да, личный комфорт — с ним и работается легче, и спину подставить (в случае, если Путин уйдет) не так страшно, как другим.
Второе. В глазах Путина достоинство Медведева в том, что он — «питерский, но не чекист». Потому что дальнейшего усиления «чекистов» Путин не хочет. Это опасно для него: повинуясь импульсам горячего сердца, слишком далеко они запустили свои чистые, но шаловливые руки и задолбали уже холодными черепами. И — заткните уши, верные «ежи»! — Путин искренне считает, что это опасно не только для него, но и для России. Вполне допускаю, больше того, ни секунды не сомневаюсь, что не только мы с вами, но, как ни удивительно, и президент России Путин о ней, старухе божьей, тоже думает! Третье. И вообще Медведев, по мнению Путина, — то, что нужно, опять же, смешно сказать, для России! Занятная, кстати, эволюция образа: Еруслан Лазарич, обкомовский ухарь-купец на танке — аккуратный подполковник-чекист на татами — профессорский сын, юрист в Давосе.
Понятно в этом случае, почему Путин не взял «на грудь» спецслужбы. Потому что он видит Медведева не «хромым утенком», а реальным президентом — без всякой приставки «зиц».
Потому что считает, что Вертикаль надо не расщеплять, а сохранить. Наконец, опять же понятно, почему в этом случае Путин не уходит СРАЗУ. Потому что не хочет, не может, оставлять «Медведева среди волков». Потому что надеется своим личным, неформальным авторитетом и властью в спецслужбах а) сдерживать процесс их возможного противостояния новому президенту; б) постепенно вводить Медведева в курс дела; в) когда же власть президента Медведева де-факто дорастет до его власти де-юре, Путин уйдет «с чувством выполненного долга». При такой стратегии Путина — и достаточном такте Медведева — конфликты в условиях очевидного двоевластия не приобретают непримиримого характера, а в споре «хорошего с прекрасным» победит дружба.
Конечно, этих конфликтов не может не быть, хотя бы деловых, рабочих. Но непримиримыми «разногласиями по аграрному вопросу — кто кого закопает» — они бы стали только в том случае, если а) Путин и не думает никуда уходить и б) а Медведев входит во вкус «своей власти», которая «опьяняет сильнее вина», и требует себе «жизненного пространства» — и раз за разом «ударяется в Путина».
Какой бы ни был Медведев, но ведь человек же он! Получить все формальные законные атрибуты власти, кроме самой власти! Законный, но фиктивный, платонический брак с ослепительной красавицей — кто это долго выдержит?! Вам в рот положили сладчайшую конфету и запретили надкусывать — долго вы продержитесь?!
Так что дразнящая основа для конфликта почти неизбежна. А помножьте его на интересы камарильи с той и другой стороны — и получаем то самое расщепляющее страну двоевластие, о котором только пропагандистам с ТВ запрещено говорить. Но уверен, что и Путин это понимает. И едва ли стал бы сознательно провоцировать такой антагонистический конфликт, «понарошку» передавая Медведеву основные властные рычаги. Поэтому, думаю, что Путин предвидит этот конфликт — и знает средство его решения. Средство единственное — ПОСТЕПЕННЫЙ ОТХОД, постепенная передача рычагов Медведеву. За кулисами идиллии Идеалистическая, благостная картинка? Ну разумеется.
Но даже в таком варианте особой благости все равно нет. ЛИЧНАЯ идеализация и благостность почти ангельская нужны, чтобы как-то снять КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ конструктивные изъяны самой Вертикали.
В самом деле, что ж это за власть, которую передают по личному желанию (произволу) одного человека?
Более того, гораздо опаснее другое (впрочем, вытекающее из первого). Что же это за власть, которую вообще НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО передать сразу, как положено по закону, как передают власть во всех демократических странах?
Что ж это за власть (например, над спецслужбами), которую не передают в один миг на выборах, как положено по закону, а которой надо еще «овладевать по понятиям», в ходе долгой подковерной борьбы СО СВОИМИ ПОДЧИНЕННЫМИ? А Вертикаль-то отстроил — Путин. Закрытая Система, где власть у закрытых «органов» — чего уж тут хорошего… Да и ЦЕНА передачи власти Медведеву… Ну да, он должен «овладеть Органами». Только не понадобится ли ему для этого самому «переродиться», стать частью этих «пересаженных ему органов»?
Но это все — оценки. На них можно возразить: иная власть в России невозможна. Ну и пошел спор по кругу…
Что же касается прогноза, то я его дополню еще несколькими замечаниями. Мы можем отследить контрольные замеры — после марта (мая).
Первый. Газпром. Медведев, как известно, председатель Совета директоров Газпрома. Он – как президент – должен будет уйти с этого поста. Если его займет Путин (для премьера это допустимо, Фрадков уже создал прецедент, возглавляя одновременно с правительством Внешэкономбанк), то это станет явным сигналом, куда Путин планирует уйти из Белого дома.
Второй. Администрация. Если Администрация президента Медведева сохраняет контроль над ТВ и Думой, если параллельно ей не выстраивается куда более мощная Администрация премьера — это тоже сигнал, что Путин не планирует «сгребать власть под себя», что «Медведев всерьез и надолго».
Соответственно если премьер начинает создавать СВОЮ администрацию — это столь же четкий сигнал в прямо противоположном направлении. Третий. Ну и вообще — выполнит ли Путин свое обещание не переподчинять формально спецслужбы премьеру.
Вот такие дополнительные проверки. А в остальном — с Новым счастьем!
|