Управление ФСБ Ставропольского края вчера отчиталось о новых успехах в расследовании теракта в Невинномысске, где 9 декабря вечером был взорван пассажирский автобус. Бомба, начиненная металлическими шариками и обрезками арматурной сетки, сработала во время стоянки рейсового «Икаруса», следовавшего из Пятигорска в Ставрополь, на промежуточном автовокзале. Большинство из пассажиров покинули автобус, но погибли две женщины, остававшиеся в салоне, и еще пять человек получили ранения. В понедельник ставропольские спецслужбы отрапортовали о задержании исполнителя этого теракта. Вчера же было объявлено и о поимке его организатора. О подробностях операции по захвату подрывников и об их личностях при этом чекисты предпочли умолчать.
Между тем, как выяснилось, задержание в понедельник днем «организатора» взрыва в автобусе происходило при весьма странных обстоятельствах. Молодого человека, на которого, по данным спецслужб, показал его подельник, взяли в колонии города Георгиевск, куда он приехал из Ингушетии вместе со своей матерью добиваться свидания с братом, отбывающим срок за хранение оружия и наркотиков.
Согласно официальной информации, распространенной вчера УФСБ по Ставропольскому краю, в понедельник в Георгиевске был задержан уроженец и житель Ингушетии. «Установлено, что он является членом ингушского бандподполья и непосредственно руководил действиями исполнителя при передвижении по Ингушетии и Ставрополью», -- отметила руководитель пресс-службы управления Евгения Андросова. Она пояснила, что организатор взрыва опознан ранее задержанным исполнителем данного преступления. «Он подтвердил, что самодельное взрывное устройство, замаскированное под литровый пакет сока, получил от данного лица», -- сказали в управлении.
О личности задержанного в воскресенье рано утром в Кабардино-Балкарии первого подозреваемого вчера выяснить ничего толком не удалось. Со слов представителей следствия лишь известно, что на его одежде были обнаружены частицы взрывчатого вещества. Такие же частицы найдены на купюрах, которыми он расплачивался с водителем автобуса. Его же якобы опознали и пассажиры автобуса, которые показали, что этот мужчина, подобранный водителем на трассе, ехал на заднем сиденье автобуса, а незадолго до взрыва покинул салон.
Всего без билетов, купленных на автовокзале, в автобусе ехало четверо мужчин. Водитель подсадил их на выезде из Пятигорска и плату за проезд взял сам. На подозрительных мужчин составили ориентировки, а фотороботы разослали по всем краевым отделениям милиции. Из них следовало, что в розыске находятся двое славян и двое кавказцев, на вид все примерно 20--35 лет.
Кроме улик, обнаруженных в смывах с одежды первого задержанного, он, по информации следствия, якобы уже признался в содеянном и указал на подельника-организатора, который и был захвачен в понедельник в Георгиевске.
Подробности еще одной удачной спецоперации спецслужбы тоже почему-то раскрывать не стали. «Времени новостей», однако, удалось узнать, что 26-летнего Ибрагима Костоева, «члена ингушского бандподполья», силовикам удалось захватить без единого выстрела. Его взяли, когда он стоял в очереди на передачу посылок заключенным колонии в Левобережном районе Георгиевска. В понедельник утром Костоев вместе с матерью приехал из ингушского села Экажево, чтобы повидаться с младшим братом, осужденным ранее в Краснодарском крае за хранение наркотиков и оружия. Из Гергиевска молодого человека доставили в Ставрополь.
В родном селе Экажево причины задержания Ибрагима Костоева вчера вызвали недоумение. Как рассказал «Времени новостей» источник в правоохранительных органах Ингушетии, год назад Костоев уволился из Назрановского отдела вневедомственной охраны, где проработал четыре года. По месту работы, куда он пришел сразу после службы в армии, молодого человека характеризовали положительно Причины, побудившие его оставить службу в милиции, по словам родственников, банальны -- он женился, и ему предложили выгодно подработать на стройке в Сочи. В течение этого года Костоев занимался строительством -- как на олимпийских объектах в Краснодарском крае, так и в самой Ингушетии. «Какой террорист, зная, что он в розыске, в здравом уме придет на режимный объект, где полно милиции?» -- возмущались вчера бывшие сослуживцы Костоева.
Между тем вчера в Ингушетии недоумение местных силовиков вызвала и еще одна спецоперация. Поздно вечером со ссылкой на источник в силовых структурах Южного федерального округа информагентства распространили информацию о задержании в Назрани еще двух подозреваемых в причастности к подрыву 13 августа этого года скоростного поезда «Невский экспресс», в результате которого пострадали 62 человека. Официально ингушские милиционеры подтвердили данные лишь об одном задержанном -- 40-летнем Соланбеке Дзагиеве, жителе села Инарки Малгобекского района республики. Вчера днем мужчина выехал в центр республики по личным делам. Как именно был захвачен Дзагиев, пока неизвестно. Ближе к вечеру он появился в РОВД Малгобека в сопровождении сотрудников республиканского УФСБ. Они представили местным милиционерам бумагу из центра «Т» о задержании жителя их района по подозрению в терроризме. (В местные силовые структуры при этом никаких ориентировок на Дзагиева до того не поступало.) После этого мужчину срочно этапировали в Москву.
Напомним, что в СИЗО Великого Новгорода уже содержатся двое жителей Ингушетии -- братья Амирхан и Макашарип Хидриевы. 23 октября сотрудниками центрального аппарата МВД и спецслужбами Ингушетии они были задержаны в родном селе Экажево по подозрению в серии разбоев и грабежей на «территории центральных регионов России». Позже их арестовали и предъявили обвинение в терроризме. Как именно эти ингуши и Дзангиев вписываются в версию о подрыве поезда, сыщики так и не поясняют.
|