Что важнее для нашей страны — надежная оборона или спортивные достижения? Кто ей нужнее: военные или спортсмены? О чем заботиться государству в первую очередь — о квартирах для офицеров или о победах на Олимпийских играх?
Дурацкие вопросы.
Что вам нужнее — хорошая одежда или хорошая обувь? Конечно, вам нужно и то, и это. Причем одновременно.
На Ленинградке — если двигаться к МКАД, то по левой стороне — возвышается микрорайон “Лебедь”, четыре высоченных дома, построенные в советские времена. Прямо за ними, на берегу Химкинского водохранилища, на семи с лишним гектарах земли располагается спортивный клуб ЦСК ВМФ имени адмирала Горшкова, учрежденный в 1944 году.
Жителям северо-запада столицы он известен благодаря бассейну, который был построен для Олимпиады-80, а сейчас называется “Марина-клуб” и предназначается не столько для спортсменов, сколько для хорошо обеспеченных любителей плавания. Абонемент на год — 32 тысячи рублей.
Помимо бассейна, сданного в аренду коммерческой структуре, спортивный клуб ЦСК ВМФ располагает семью теннисными кортами, спортивным корпусом, причалами, складами шкиперского и спортивного имущества, гаражом, баней, бытовкой и прочими помещениями. Это хозяйство, к счастью, не сдается, а используется по прямому назначению. В клубе тренируются ученики детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва и спортсмены Вооруженных сил по водным видам спорта: водному поло, академической гребле, гребле на байдарках и каноэ, парусному и буерному спорту, подводному, воднолыжному спорту, морскому и гребно-парусному многоборью, гребле на ялах и водно-моторному спорту.
Правильнее, впрочем, будет сказать, что они не тренируются, а тренировались, поскольку руководство Минобороны в ближайшее время ликвидирует клуб ЦСК ВМФ за ненадобностью, а землю, на которой он стоит, продаст застройщикам. Вернее, даже не продаст, а обменяет на квартиры для военнослужащих.
Та же судьба уготована 81-му спортивному клубу Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота в Санкт-Петербурге, расположенному на Васильевском острове по адресу: Шкиперский проток, д. 10 и д. 12. Как следует из служебной переписки министра обороны Сердюкова, “в целях эффективного использования недвижимого военного имущества, расположенного в городах Москва и Санкт-Петербург, получение дополнительных денежных средств на приобретение и строительства жилья для военнослужащих в Минобороны России принято решение о выставлении на реализацию рассматриваемых объектов”.
Спортсмены 81-го спортивного клуба входят в сборные команды России: парусный спорт — 4 человека, буерный спорт — 2, гребно-парусное многоборье, гребля на ялах — 9, подводный спорт — 6, современное пятиборье — 2.
За последние годы в клубе подготовлены 3 чемпиона мира (водно-моторный спорт), 5 серебряных призеров (подводный и парусный спорт), 8 бронзовых призеров (водно-моторный спорт, триатлон); 10 чемпионов Европы (морское многоборье, буерный спорт); 65 обладателей Кубков мира и Европы; 5 победителей первенства мира (парусный спорт, подводный спорт).
В 81-м клубе занимаются 193 ученика детско-юношеской спортивной школы по парусному и военно-прикладным видам спорта — резерв и будущее российского спорта.
Всем этим спортсменам — великим и начинающим — теперь негде будет тренироваться, поскольку нет никакой замены ни 81-му спортклубу в Питере, ни спортклубу ЦСК ВМФ в Москве.
* * *
Как объясняют наши источники в Минобороны, продажа земли и имущества спортклубов ВМФ проводится в русле общей стратегии нынешнего руководства, намеренного постепенно освобождаться от дополнительных нагрузок, которые военное ведомство несло на себе в советские времена — в частности, от ответственности за развитие спорта высоких достижений.
Теперь военное руководство исходит из того, что задача армии — защищать страну на боях сражений, а не в спортивных состязаниях.
“Спортивная” нагрузка у Минобороны — действительно немаленькая. За счет общей численности войск содержатся 1843 спортсмена. Из военного бюджета ежегодно выделяется 380 млн. рублей — ЦСКА, 40 млн. рублей — спортивному клубу ВС РФ. И ладно бы все это хозяйство было прозрачно и подконтрольно. Но местное начальство везде обтяпывает свои делишки: сдает площади, заключает договора, а прибыль утаивает.
Навести порядок сложно, да и смысла нет. Зачем Сердюкову наводить порядок в спорте, если он отвечает за армию? Незачем. Разумнее все это продать, купить офицерам квартиры и таким образом сразу снять две проблемы: и с жильем для военнослужащих, и с жуликами, жирующими на армейском имуществе.
Позиция руководства Минобороны заслуживает если не одобрения, то понимания. Сердюкову поставлена задача расселить военнослужащих, и он ее решает.
Но ведь и спортсменам тренироваться тоже где-то надо.
В мае 2007-го президент Путин издал распоряжение “О подготовке российских спортсменов для участия в Играх XXIX Олимпиады и XIII летних Паралимпийских играх 2008 г. в г. Пекине (Китай), а также в XXI зимних Олимпийских играх и X зимних Паралимпийских играх 2010 г. в г. Ванкувере (Канада)”, где говорится о необходимости создания условий для тренировок:
“Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в осуществлении мер, направленных на подготовку спортсменов для сборных команд России, укрепление и развитие центров спортивной подготовки и спортивных клубов, училищ олимпийского резерва, школ спортивного мастерства, а также на создание благоприятных социально-бытовых условий спортсменам, тренерам и специалистам сборных команд России”.
Следуя этим рекомендациям, именно исполнительная власть должна была бы сейчас позаботиться о том, чтоб спортсмены не лишились тренировочной базы.
Губернатор Санкт-Петербурга госпожа Матвиенко, к которой кто только не обращался с просьбой не трогать 81-й клуб, через три месяца после президентского распоряжения сообщила почтенной публике, что он “подлежит вовлечению в хозяйственный оборот”. На его месте будет воздвигнута зона многофункциональной общественно-деловой застройки — магазины, рестораны, парковки, офисы, жилые дома и гостиницы. Клубу предоставлена другая земля — на Петровской косе.
То, что там территория не подготовлена, не отвечает минимальным санитарным нормам и не позволяет проводить тренировки, — губернатора Матвиенко не волнует. Она подстелила себе соломку.
Мэр Москвы Юрий Лужков отнесся к перспективе ликвидации спортклуба ЦСК ВМФ также довольно формально. В октябре он предложил министру Сердюкову передать его в собственность Москвы, и столица тогда все там обновит, перестроит и создаст “современный спортивно-оздоровительный комплекс для занятий водными видами спорта, в том числе парусным”.
Сердюков ответил так, как и должен был ответить: “Территория и имущество ЦСК ВМФ планируются к реализации с целью получения внебюджетных средств и использования их в дальнейшем для финансирования жилищного строительства Минобороны РФ, и потому Ваши предложения по передаче комплекса ЦСК ВМФ в собственность города приняты быть не могут”.
Бесплатно не даем. Платите деньги, короче.
Резонное требование. Впрочем, даже если бы Лужков нашел инвесторов, готовых выкупить у Минобороны 7 с лишним га в районе метро “Водный стадион” за рыночную стоимость в 180 млн. долларов, им бы вряд ли их продали.
Покупатель уже есть. Мало того, уже известно, чем он заменит парусный спорт и академическую греблю. Большим Петергофским дворцом — вот чем.
* * *
В конце августа главком ВМФ адмирал Масорин (сейчас он уже бывший главком) направил докладную записку первому заместителю министра обороны генералу армии Белоусову (сейчас он уже бывший замминистра):
“В мой адрес поступило указание от министра обороны Российской Федерации А.Э.Сердюкова рассмотреть обращение генерального директора ООО “Конкорд Менеджмент и Консалтинг” по передаче территории ЦСК ВМФ для строительства многофункционального комплекса в виде Большого Петергофского дворца с последующей компенсацией Минобороны РФ в виде выделяемых военнослужащим квартир. В соответствии с предложениями ООО “Конкорд Менеджмент и Консалтинг” у ЦСК ВМФ должно быть изъято около 5 гектаров земли с 19 объектами, расположенными на ней. В пользовании ЦСК ВМФ оставить 2 гектара земли и 5 объектов, включая плавательный бассейн”.
Далее Масорин объяснил, почему это, на его взгляд, дурная затея: невозможно будет тренироваться спортсменам международного класса по водному поло, гребле на байдарке и каноэ, гребле академической, парусному спорту (олимпийская сборная команда полностью состоит из спортсменов ВМФ), готовить молодежь в спортшколе олимпийского резерва и проводить занятия по физподготовке с военнослужащими.
“Прошу Вас оказать содействие по сохранению всей территории за ЦСК ВМФ или созданию на оставшейся территории условий, в полном объеме обеспечивающих функционирование и решение задач ЦСК ВМФ”, — закончил свою докладную Масорин.
В августе, когда эта докладная писалась, все было еще не так плохо: у ЦСК ВМФ оставались 2 гектара и бассейн. Но 5 сентября в дело вмешался советник министра обороны по недвижимости Леонид Сорокко (бывший гендиректор питерской строительной компании ЗАО “Петр Великий”), направив Сердюкову служебную записку о том, что не стоит оставлять ЦСК ВМФ даже два гектара, а лучше продать все и сразу: “Учитывая крайне высокую стоимость земли в этом районе г. Москвы, полагаю более целесообразным реализовать весь земельный участок и все движимое имущество”.
* * *
Офис “Конкорд Менеджмент и Консалтинг” расположен в Санкт-Петербурге, на набережной Лейтенанта Шмидта.
Специализация — “накрывать поляны” для торжественных мероприятий, солидных господ и благородных ВИПов. В Питере они накрывают хорошо. Но надо же и развиваться. Компания разработала “архитектурную концепцию многофункционального комплекса “Петергоф”, г. Москва” и обратилась в Росимущество с предложением о его строительстве на территории ЦСК ВМФ.
Росимущество не выразило восторга, но “Конкорд” не расстроился и послал письмо первому заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором расписал привлекательность своего Петергоф-проекта.
“Основными составляющими комплекса станут единственный в России музыкальный театр — “Music@Dining Hall” (концертный зал, в котором амфитеатром расположены места для зрителей с возможностью сервировки ужина во время музыкального представления) и уникальный многофункциональный банкетный зал для проведения торжественных приемов на 3000 человек.
Комплекс “Петергоф” будет включать в себя выставочные залы, залы для проведения торжественных мероприятий, презентаций инвестиционных проектов, офисный и досуговый центры.
Строительство данного объекта в непосредственной близости от Ленинградского шоссе на берегу Химкинского водохранилища может стать одним из ключевых событий в развитии экономических и культурных связей двух столиц”.
Вероятно, вот этот последний аргумент сразил вице-премьера Медведева наповал. 6 июля он направил указание в Минобороны (А.Э.Сердюкову) и Росимущество (В.Л.Назарову): “Прошу проработать идею и представить предложения”. Что было дальше, вы уже знаете: свои предложения представляли Масорин, Лужков, спортивные функционеры и заслуженные мастера, но на проработку идеи они никак не повлияли.
…Судьбу спортивного клуба ЦСК ВМФ определили люди, которые не имеют никакого отношения к спорту — ни по должности, ни по призванию, ни по заслугам. Без конкуренции, без конкурса, без публичного обсуждения, без учета интересов сборных команд России по водным видам спорта. Просто взяли и решили: гребле и парусникам — нет, банкетам и музыкальным представлениям — да.
Теперь у Москвы будет Петергоф. У военнослужащих — квартиры. А у спортсменов, отстаивающих честь России на международных состязаниях самого высокого уровня, — фиг. Без масла.
* * *
Есть государственные интересы и интересы ведомственные.
Меняя спортивную составляющую армейского имущества на квартиры для офицеров, руководство Минобороны преследует ведомственные интересы.
Со своей позиции оно действует правильно. Однако государственные интересы, в круг которых входят победы наших спортсменов на Олимпийских играх и мировых чемпионатах, при этом страдают. И нет в стране ни структуры, ни органа, ни человека, способного их защитить.
Олимпийский комитет, откуда мы получили все цитируемые в данной статье документы, абсолютно бессилен в данной ситуации.
Заслуженные мастера спорта и знаменитые тренеры, подписывающие обращения, имеют не больше веса, чем шуршащие в подполе мыши.
Государственные мужи преследуют свои собственные, личные интересы, заворачивая их в пафосные обертки “ключевых событий в развитии культурных отношений”.
Государственные интересы существуют только на бумаге — в мудрых указаниях президента Путина, ведущего страну к победам. Но в реальной жизни все решают деньги, связи и нахрапистость.
Что нужнее: хорошая обувь или хорошая одежда? Конечно, нужно и то и другое, причем одновременно.
Человек, сам себе голова, распределяет свои деньги: вот столько я потрачу на пальто, столько — на ботинки.
Но в нашем государстве нет такой головы, поэтому баланс государственных и ведомственных интересов соблюсти невозможно.
В результате выигрывает тот, кто сильнее. В точности как на Олимпийских играх, где нашим командам по водным видам спорта теперь, боюсь, побед не видать.
|