В ближайшие дни президент Грузии Михаил Саакашвили сложит с себя полномочия главы республики. Чтобы разрядить крайне напряженную политическую обстановку в стране, он назначил на 5 января досрочные президентские выборы и теперь будет готовиться к ним. Решение Саакашвили одобрила оппозиция, чьи демонстрации в начале месяца власти разгоняли с применением силы. Но, что не менее важно, это решение назвал «мудрым и своевременным» Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Грузинская Православная Церковь – пожалуй, единственная политическая сила, сумевшая не только без потерь выйти из ноябрьского кризиса, но и укрепить свое реноме.
Грамотный политик сначала прощупывает конъюнктуру и лишь потом говорит. Пока на улицах Тбилиси не были пущены в ход водометы, слезоточивый газ и резиновые пули, Илия II не выступал с открытой критикой власти, он только призывал стороны к рассудительности. Но когда 7 ноября представители оппозиции стали искать убежища в кафедральном соборе Святой Троицы, Патриарх назвал действия властей «совершенно неприемлемыми». И только. Никаких лозунгов в духе «Долой антинародный режим!».
В пресс-службе Грузинской Патриархии позицию Илии II назвали не выжидательной, а «взвешенной». Подобную «взвешенность» грузинский Патриарх однажды уже демонстрировал – во время революции роз 2003 года, приведшей к свержению Эдуарда Шеварднадзе. Тогда Илия II так же открыто не говорил оппозиции «да», а действующему президенту «нет». Однако на первое заседание парламента республики, не признанного оппозицией, он не явился – а по традиции должен был прийти и благословить депутатов нового созыва. Затем Илия II уже в качестве эмиссара нового правительства посетил Москву (см. «НГР» № 21 от 03.12.03). И это при том, что именно Шеварднадзе подписал в 2002 году специальное конституционное соглашение с Церковью, предоставляющее ей немало льгот и привилегий (правда, экс-президент, заигрывая с Ватиканом, пригласил в страну Папу Иоанна Павла II и даже намеревался заключить со Святым Престолом конкордат).
9 ноября с.г. в резиденции Патриарха прошли первые переговоры между властями (представленными спикером парламента Нино Бурджанадзе) и представителями пяти оппозиционных партий. Илия II в разгар кризиса уже предлагал себя на роль посредника в диалоге, а оппозиция всячески его желание подогревала, призывая Патриарха к такому посредничеству. В итоге Илия II выглядел мудрым аксакалом, пытающимся разнять горячих кавказских ребят. В сложившейся ситуации лучшего имиджа не придумаешь!
Грузинской Церкви, по данным соцопросов, в стране доверяют около 89% граждан. Молодое государство трепетно относится к национальной идентичности, а православие для грузин – ее неотъемлемая составляющая. Политик-антиклерикал едва ли станет в Грузии популярной фигурой. Михаил Саакашвили с Церковью старается дружить. Посещает церковные праздники, любит заявлять, что Дева Мария спасла Грузию от гражданской войны в 2003 году и уберегла президента США Джорджа Буша от покушения во время посещения Тбилиси в 2005 году. Не дает разгуляться баптистам и Свидетелям Иеговы. Но участие таких фигур, как Илия II, в публичной политике власть все-таки хотела бы ограничить. Когда Церковь набирает вес, с ней становится сложно договариваться.
Видимо, поэтому после встречи в резиденции Патриарха мнения власти и оппозиции относительно дальнейшего участия Илии II в переговорном процессе разошлись. Один из лидеров парламентской оппозиционной фракции «Демократический фронт» Давид Зурабишвили заявил: «Мы настаиваем на том, чтобы консультации проходили при личном участии Илии II». «Я не думаю, что Патриархия или Патриарх должны постоянно играть роль переговорщиков или медиаторов», – парировала глава парламентской фракции правящей партии «Национальное движение – демократы» Майя Надирадзе. И добавила: «Это неполитично и несерьезно». Дескать, Патриарх запустил процесс переговоров – и ладно. Патриарх сделал свое дело... Вот только хочет ли он уходить?
[an error occurred while processing this directive] Оппозиция уже не первый месяц пытается перетянуть Церковь на свою сторону. В сентябре бывший министр обороны Ираклий Окруашвили обвинил президента Саакашвили в том, что тот якобы намеревался внести в Церковь раскол и установить над ней контроль. А в октябре уже сам Илия II вдруг выступил с идеей восстановления в стране монархии (см. «НГР» № 18 от 17.10.07). Нужно сказать, что российские СМИ поначалу сообщали эту новость как некий курьез. У нас в стране подобные инициативы – удел православных маргиналов и ультраконсерваторов. Но очень скоро выяснилось, что в Грузии предложение Патриарха восприняли всерьез, а оппозиция инициировала его обсуждение в парламенте. Идея конституционной монархии с ведущей ролью парламента чудесным образом сочеталась с лозунгом оппозиции «Грузия без президента!».
За те 30 лет, что Илия II является грузинским Патриархом, он демонстрировал политическую гибкость неоднократно. Яркий пример: в 1997 году Грузинская Церковь покинула Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Если спросить сегодня у Илии II, почему это произошло, он скажет, что ВСЦ – протестантская организация, преследующая протестантские цели. Мол, не место это для Православной Церкви. Пусть будет так. Но при этом именно Илия II в 1978–1983 годах не просто активно участвовал в работе ВСЦ, но и был одним из его президентов! Понятно, что советское правительство использовало Совет в качестве трибуны, и иерархи были вынуждены с этой трибуны выступать. Но выступать и представлять Церковь в руководящих органах – не одно и то же.
Илия II не поддержит грузинскую оппозицию открыто, пока кресло под Саакашвили не зашатается окончательно. Тем более что у Церкви и нынешней власти есть общие интересы. «Мы не должны дать возможность внешним врагам нанести ущерб нашей родине», – заявил 7 ноября Илия II. Кто эти «внешние враги», Патриарх не конкретизировал (не дьявольские же козни имел он в виду?). Но в те же дни грузинские власти активно продвигали мысль, что за беспорядками в Тбилиси стоят российские спецслужбы. Слова Патриарха удачно вписываются в этот контекст, тем более что на российском направлении Церковь и государство в Грузии действуют сообща. Головная боль власти – абхазы и осетины, требующие независимости и обзаведшиеся российскими паспортами. Головная боль грузинского Патриарха – верующие в Абхазии и Южной Осетии, не желающие подчиняться ему и тянущиеся под омофор его московского «коллеги».
Действующая грузинская власть, выступая за целостность страны, опирается на международный авторитет и поддержку США. Илия II также не прочь обратиться к «американским друзьям». В его письме Джорджу Бушу, написанном в конце октября, можно найти такие слова: «Надеюсь, что при поддержке вашей страны юрисдикция Грузии будет распространена на Абхазию и Цхинвальский регион, в нашей стране воцарится мир, и она усилится экономически». Саакашвили и Церковь скорее союзники, чем оппоненты. Во всяком случае, пока хозяева Белого дома не отвернулись от Саакашвили.
|