В эпопее расследования нападения боевиков на Нальчик в октябре 2005 года произошел неожиданный поворот. В Верховном суде Кабардино-Балкарии начинается процесс над захваченными спецслужбами участниками мятежа, который власти решили сделать «образцово-показательным». Учитывая беспрецедентное количество его участников (на скамье подсудимых оказались 59 человек), для проведения этого судебного процесса власти даже построили специальное здание. Однако еще до того, как дело начало рассматриваться по существу, произошел прецедент, поставивший представителей силовых ведомств, проводивших его расследование, в очень непростое положение. Теперь следователям самим грозит, по крайней мере теоретически, уголовное преследование. Как стало известно «Времени новостей», на днях городской суд Нальчика вынес три решения в пользу родственников погибших молодых людей, которых следствие также считало участниками нападения на столицу Кабардино-Балкарии.
13--14 октября 2005 года почти на двое суток Нальчик стал зоной боевых действий. Мятежники атаковали места расположения 15 основных правоохранительных подразделений города. В ходе ожесточенных перестрелок между силовиками и штурмующими на улицах Нальчика был убит 141 человек. 94 из них следователи посчитали участниками нападения и сразу же записали в террористы. В июне прошлого года их тела были тайно кремированы под тем предлогом, что по закону тела террористов родственникам не выдаются.
Близкие погибших, возмущенные подобным решением, обратились в суд с требованием признать незаконным постановление о кремации и погребении. Жалобщики утверждают, что в данном случае норма, запрещающая выдавать родственникам тела убитых террористов, была применена не к преступникам, а только к подозреваемым. Ведь судебный процесс по октябрьским событиям 2005 года только начинается, тогда как признать человека преступником согласно Конституции может лишь суд.
Теперь, после того как городской суд Нальчика признал их претензии обоснованными, родственники убитых намерены добиться возбуждения уголовного дела против следователя по особо важным делам Главного управления Генпрокуратуры РФ по Южному федеральному округу Александра Саврулина, который подписывал злополучное постановление, а также получить от властей компенсацию за моральные страдания.
«Спор о телах» в КБР начался почти сразу же, как на улицах города утихли автоматные очереди. Несколько дней трупы убитых боевиков лежали на всеобщем обозрении. Затем их собрали и увезли на территорию базы ОМОНа, где голыми свалили в вагон-рефрижератор. Возмущенные этим родные убитых полтора года осаждали Дом правительства КБР, здания прокуратуры и МВД республики с требованием выдать тела для захоронения. Получив отовсюду отказы, родители двух молодых людей -- Кунак Гузиев и Елена Кармова -- обратились в Конституционный суд России с запросом о признании нормы, запрещающей выдавать тела террористов родственникам, незаконной.
Речь шла о положениях закона «О погребении и похоронном деле» и утвержденном правительством в 2003 году Положении №164 «О погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенной ими террористической акции». Гузиев и Кармова апеллировали к тому, что эти положения нарушают конституционное право на свободу религии, которое включает в себя возможность хоронить родных и близких по религиозным канонам.
Рассмотрение запроса Гузиева и Кармовой состоялось в июле этого года. Конституционный суд посчитал, что в конкретных исторических условиях, «в которых сейчас существует Россия, отмена этой нормы способна создать угрозу общественной безопасности других людей, спровоцировать массовые столкновения, а также сделать могилы террористов предметом поклонения соратников террористов».
Тем не менее КС также признал, что решение о выдаче или невыдаче трупов подозреваемых в терроризме принимает только суд. Это пояснение дало родственникам погибших в Нальчике повод еще для одного судебного разбирательства. В июне этого года стало известно, что тела 94 террористов были кремированы еще 22 июня 2006 года. При этом на руки родным выдали лишь соответствующие постановления следователя, ведшего дело об акте терроризма.
Близкие мятежников решили обратиться в суд Нальчика с жалобой о незаконности этого постановления. Пока поданы такие обращения от родственников только шести погибших. Близкие убитых не стали одновременно подавать жалобы по сугубо практическим соображениям -- для этого нужно было подготовить огромное количество юридических документов, а деньги на «своего» адвоката есть не у всех. Кроме того, изначально люди не были уверены, что суд встанет на их сторону.
Но за последние две недели горсуд Нальчика уже удовлетворил три такие жалобы и вчера решал судьбу еще одной. После этого, очевидно, будут признаны справедливыми жалобы всех родственников убитых во время событий октября 2005 года молодых людей, которые обратятся в суд, поскольку они все идентичны.
Добившись положительного решения, жалобщики теперь намерены обратиться уже в прокуратуру республики с требованием возбудить уголовное дело в отношении следователя Александра Саврулина. По мнению заявителей, ставя на постановлении свою подпись -- вместо суда, он превысил должностные полномочия.
Выступая в горсуде Нальчика, где рассматриваются жалобы родственников погибших, адвокаты заявителей также напомнили, что среди 94 похороненных есть три неопознанных тела. Между тем, как считает адвокат Лариса Дорогова, они вполне могут принадлежать и мирным жителям, которые стали жертвами уличных перестрелок. «Это возмутительно, они кремировали трех неизвестных, личности которых так и не были установлены. В деле они проходят под номерами 81, 95 и 96, отметила адвокат.
|