«Туркмения продолжает активно наращивать международные отношения, которые при жизни прежнего президента Сапармурата Ниязова, больше известного как Туркменбаши, фактически, если не считать газовых контрактов, были заморожены. 16 октября новый туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов принял участие в Каспийском саммите в Тегеране, где вместе с лидерами других стран региона (России, Ирана, Казахстана и Азербайджана) обсудил декларацию о дальнейшем правовом статусе Каспия.
Известно, что Туркменбаши вместе с иранским руководством ранее не хотел подписывать этот документ. И вот новый президент Гурбангулы Бердымухаммедов, лидер "туркменской оттепели", как его называют на Западе, решился на одобрение декларации, которая, по его мнению, "станет важным шагом на пути урегулирования вопроса о правовом статусе Каспия". И хотя особая позиция Ашхабада по статусу Каспия по-прежнему остается, но уже сам факт участия туркменского лидера в саммите прикаспийских стран говорит о новой многовекторной политике Туркмении.
В начале октября Гурбангулы Бердымухаммедов принял участие в саммите лидеров стран СНГ (что Сапармурат Ниязов просто игнорировал), а сейчас организует работу по подготовке намеченного на 22 ноября в Ашхабаде заседания Совета глав правительств стран Содружества. Такого в истории независимой Туркмении еще не было. На этот счет Гурбангулы Бердымухаммедов пояснил, что его страна намерена и впредь - с учетом своего ассоциированного членства в СНГ - принимать участие в делах Содружества, развивая плодотворные связи как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
Впрочем, с Туркменией пытается наладить деловые отношения и Евросоюз. На прошлой неделе там побывал совершавший турне по Центральной Азии верховный комиссар ЕС Хавьер Солана. Понятно, что основные свои усилия в Ашхабаде господин Солана направил на энергетическую проблематику. На встрече с Гурбангулы Бердымухаммедовым речь шла о реализации Транскаспийского проекта. "Мы говорили о возможности создания Транскаспийского маршрута и присоединения Туркмении к газопроводу Nabucco", - признал Хавьер Солана. То есть Евросоюз хочет соединить газ Туркмении и Казахстана с уже построенным газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзерум и дать гарантии загрузки газопровода Nabucco (из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию). Словом, пустить газовые потоки мимо России.
Конкретного результата в Ашхабаде верховный комиссар ЕС не достиг. Но, видимо, борьба за маршруты туркменского газа продолжится.
Наблюдатели отмечают, что после избрания Гурбангулы Бердымухаммедова президентом (в феврале 2006 г.) в Туркмении налицо некоторые положительные сдвиги и в социальной жизни населения. И в первую очередь растет его благосостояние. По официальным данным, озвученным на состоявшемся 11 октября заседании кабинета министров Туркмении, ВВП страны (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) возрос на 20,7%, в том числе в промышленности - на 26,3, в сельском хозяйстве - на 15,3, в строительстве - на 20,7%.
Судя по поступающей из Туркмении информации, Гурбангулы Бердымухаммедов намерен также изжить в республике кумовство и коррупцию. Такие начинания сами по себе оцениваются мировым сообществом положительно. Борьба с коррупцией пока выражается лишь в продолжающейся чистке силовых органов, основа которых формировалась при Туркменбаши. Впрочем, на прошлой неделе Гурбангулы Бердымухаммедов своим указом снял с должности назначенного им же всего полгода назад главу МВД Ходжамырата Аннагурбанова. Лишился должности министра национальной безопасности Гельдымухаммет Аширмухаммедов, который возглавлял это ведомство три года (то есть был назначен еще при Сапармурате Ниязове). Ходжамырата Аннагурбанова президент уволил с поста главы МВД "за серьезные недостатки, допущенные в работе, совершение проступка, несовместимого с высоким званием руководителя органов внутренних дел, необеспечение надлежащего руководства во вверенном ему министерстве и ослабление контроля за соблюдением дисциплины сотрудниками подведомственных служб". После этого появилось постановление прокуратуры Туркмении, в котором отмечается, что были "зафиксированы массовые случаи фальсификации данных расследований, искажения отчетности... по прямому указанию министра". А еще он "скрыл факт серьезного преступления родного племянника".
За допущенные недостатки в работе освобождены от должности также заместители министра внутренних дел Нурягды Ягмыров и Мухамметдурды Атаев. Постановлением президента первым заместителем министра внутренних дел Туркменистана с шестимесячным испытательным сроком назначен 37-летний полковник полиции Мыратгелди Оразов. До этого он 12 лет проработал в органах нацбезопасности Туркмении, куда пришел после окончания истфака Ашхабадского университета.
Бывшего главу МНБ Гельдымухаммета Аширмухаммедова туркменский лидер отправил в отставку в связи с его просьбой об увольнении с должности по состоянию здоровья. Постановлением главы государства Аширмухаммедов назначен первым проректором Военной академии Туркменистана опять же с шестимесячным испытательным сроком. А на пост министра национальной безопасности пришел Чарымырат Аманов, ранее занимавший должность заместителя председателя Государственной службы Туркменистана по регистрации иностранных граждан. Это, видимо, влиятельная личность в окружении Гурбангулы Бердымухаммедова, поскольку он некоторое время (в мае 2007 г.) возглавлял службу безопасности президента. Аманов - математик по образованию, с 1991 г. проходил службу в органах безопасности Туркмении.
От внимания наблюдателей не ушел тот факт, что все крупные перестановки среди силовиков Гурбангулы Бердымухаммедов делает после встреч с российским президентом Владимиром Путиным. Так, в апреле 2007 г. глава Туркмении (после своего визита в Москву) с резкими формулировками о недостатках в работе отправил в отставку тогдашнего руководителя МВД страны Акмамеда Рахманова. 15 мая (спустя всего три дня после встречи с президентом РФ, которая произошла при подписании соглашения по прикаспийскому проекту) президент Туркмении отстранил от должности начальника своей личной охраны Акмурада Реджепова. Тот, как известно, после смерти Туркменбаши помог Гурбангулы Бердымухаммедову прийти к власти и все же был осужден к 20 годам строгого режима. Акмурада Реджепова и его сына, полковника национальной безопасности Нурмурата Реджепова, суд признал виновными в коррупции и использовании служебного положения в корыстных целях.
И вот теперь ситуация повторяется с руководителем МВД республики. Хотя не исключено, что президент Бердымухаммедов искренне хочет искоренить коррупцию и кумовство в силовых органах страны.»
|