Тегеран-007. В Иране можно поискать “чеченский след”
"Накануне визита Путина в Иран (ВВП ждали там в понедельник вечером) на ленте агентства Интерфакс появилась новость: анонимный, но “заслуживающий доверия” представитель “одного из российских спецведомств” сообщил, что на президента в Тегеране готовится покушение — “по информации, полученной из нескольких источников за пределами России”. “Создано несколько групп смертников”... Об этом доложили президенту.
Еще вчера утром, когда Путин находился в Германии, в его пресс-службе заявляли, что подготовка к поездке в Тегеран продолжается. Однако около часа дня там уже не могли дать точного ответа на вопрос, поедет ли ВВП в Иран “в согласованные ранее сроки”.
Наконец на совместной с Меркель пресс-конференции в Висбадене президент сказал: все-таки поедет.
Почему же тревожное известие “выдали в эфир” загодя? И кто мог готовить теракт против Путина?
Известия о покушениях, готовившихся на Путина, появлялись с 2000 года — и от наших силовиков, и от иностранных. В случаях, когда стали известны имена задержанных, четко прослеживался “чеченско-исламский след” (см. досье “МК”). Но большинство фактов становилось известно лишь большое время спустя после предотвращения терактов. Чем же эксперты объясняют появление нынешней новости?
Наши источники, близкие к спецслужбам, не исключили, что это должно было стать сигналом для активизации иранских силовиков: те, кто отвечает за безопасность Путина с российской стороны, получив некую “информацию к размышлению”, сознательно устроили утечку, чтобы коллеги в Иране “не расслаблялись”. К тому же не стоит забывать, что у Службы внешней разведки (по чьей линии, надо полагать, поступила эта самая информация) уже неделя как новый глава. Экс-премьер Михаил Фрадков. И громкая новость — вот, мол, как чутко разведчики держат руку на пульсе — ему в большой плюс.
Появилась и еще одна версия: якобы шум вокруг возможного покушения подняли, чтобы отвлечь внимание Запада от поездки в “страну-изгой”. Но это как-то нелогично: что Западу мешает и покушение обсудить, и по контактам с “изгоем” пройтись?
Но главный вопрос: кто именно мог готовить покушение на ВВП (если оно готовилось вообще) и вероятно ли влияние на экстремистов каких-либо сил вне Ирана?
Большинство стран Запада (и прежде всего США) относят Иран к числу государств — спонсоров международного терроризма. Иран поддерживает такие группировки, как ливанская “Хезболла” или палестинский “Хамас” (но Россия ни ту ни другую к террористическим организациям не относит). При этом позиция официального Тегерана по отношению к “Аль-Каиде” дружелюбностью никогда не отличалась.
Но не стоит думать, что управляемый аятоллами Иран — нечто монолитное. Ему приходится сталкиваться с террористическими проявлениями внутри страны. Отчасти это связано с тем, что по преимуществу Иран населен шиитами, а раскол между суннитами и шиитами в исламском мире весьма глубок. Воинствующие суннитские группировки (например, “Джундалла”), которые поддерживают “Аль-Каиду”, устраивают взрывы, в том числе при помощи заминированных машин, и расстреливают иранских военачальников и простых шиитов. И для террористов, связанных с “Аль-Каидой”, российский президент, конечно, является врагом — будучи одним из лидеров западного мира и главой страны, который “разобрался” с мусульманскими сепаратистами на Кавказе.
Интересно, что аналитики говорят и о “двойной игре” США, которые тайно поддерживают суннитских экстремистов — чтобы расшатать официальный иранский режим...
Вместе с тем несколько лет назад в публичных заявлениях Кремля звучали критические фразы, включающие Иран в список стран, подозревающихся в помощи чеченцам. А западные СМИ распространяли информацию о том, что в Иране чеченские боевики тайно проходили курсы военной подготовки. Назывались даже конкретные лагеря, расположенные вблизи квартала Таджириш в Тегеране. А там, где есть “чеченский след”, можно поискать и следы, идущие к беглым олигархам, — ни для кого не секрет, например, что Борис Березовский связей со “старыми друзьями из Чечни” не потерял.
КАК ПОКУШАЛИСЬ НА ВВП
В феврале 2000-го, когда Путин был и.о. президента, “источники в правоохранительных органах” заявили: во время его поездки в Петербург на похороны Анатолия Собчака террористы могут совершить покушение. По словам главы пресс-службы ФСО г-на Девятова, теракт готовился “конкретной организацией” и предупредили покушение с помощью “отчетливо отличающихся от стандартных мер безопасности”. Но кто эти террористы и что с ними стало — так и осталось неведомым широкой публике (впрочем, было известно, что главари чеченских боевиков в том же году объявляли о награде в $2,5 млн. “за голову Путина”).
В сентябре 2000-го глава украинской Службы безопасности Леонид Деркач рассказал, что располагает информацией о покушении на ВВП, “которое планировалось осуществить во время саммита СНГ в Ялте”. По этому делу в Крыму задержали четверых чеченцев, которых “выдворили за пределы Украины”. Дальнейший след подозреваемых теряется.
В октябре 2001-го азербайджанские силовики раскрыли тайну: террористы намеревались действовать во время официального визита Путина в Баку. На сей раз обнародовали имя задержанного — гражданин Ирака Кянан Ростам, который “проходил подготовку в лагерях на территории Афганистана, имел связи с чеченскими боевиками”. Его судили на закрытом процессе, он получил 10 лет.
В 2006-м, как выяснилось лишь год спустя из слов главы ФСБ Николая Патрушева, были предотвращены теракты на саммитах “Большой восьмерки” в Петербурге и Россия—ЕС в Сочи и Самаре. Также сообщения о возможном покушении появились накануне визита ВВП в Стамбул.
* * *
Слова “Тегеран” и “покушение”, конечно же, ассоциируются с 1943 годом, когда агенты гитлеровского абвера хотели покончить разом со Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Операцию, которой руководил Отто Скорцени, назвали “Длинный прыжок”. Передовая группа агентов десантировалась на парашютах, а дальше ехала на... верблюдах. Фашистов задержали, операция сорвалась."
ЦИТАТА ДНЯ
Владимир Путин — на пресс-конференции в Висбадене.
“Если бы я все время слушал различные угрозы или рекомендации службы безопасности, то из дома нужно было бы не выходить. Они должны делать свою работу, а мы должны исполнять свои функции”.
|