На российском кинорынке царит неразбериха – слишком много желающих поучаствовать в возрождении «фабрики грез». По прогнозам экспертов, консолидация игроков займет несколько лет. Но события форсируют голливудские мейджоры, которые уже сейчас претендуют на кусок отечественного «кинопирога».
До недавнего времени российские кинопрокатчики делились на две категории: на тех, кто был связан эксклюзивными договорами с западными мейджорами, и на независимые прокатные компании, которые закупали фильмы время от времени. Теперь практически все крупные западные мейджоры открыли в России собственные представительства и обходятся без посредников. В такой ситуации местные игроки вынуждены работать по голливудскому принципу, то есть заниматься одновременно производством, прокатом и кинопоказом. Компания «Централ Партнершип» (ЦП), крупнейший из независимых российских прокатчиков, работая таким образом, планирует по итогам 2007 года обогнать западных мейджоров и выйти в лидеры кинопрокатного рынка. Если, конечно, кинозрителям не наскучат отечественные блокбастеры.
Клуб любителей кино
Основатель группы компаний «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян пришел в мир кино из сугубо материальной среды. В 1981 году выпускник архитектурно-строительного факультета Ереванского политехнического института организовал с друзьями кооператив, который проектировал здания. В 1991 году Рубен Дишдишян переехал в Москву. Спустя пять лет он разошелся с партнерами и создал фирму, которая занималась телевизионной дистрибуцией.
«Рубен собрал людей, которые не имели никакого отношения к этой индустрии, но любили кино», – рассказывает гендиректор компании «Централ Партнершип Sales House» Армен Дишдишян. Первой сделкой компании стала покупка прав на показ популярной за рубежом телевизионной мыльной оперы «Даллас». «Может быть, сейчас она была бы успешна, – вспоминает Армен. – Рубен как человек, который не знал кино изнутри, не ожидал провала». Правообладатели сериала запросили $2,25 млн. После мучительного поиска денег Рубену удалось найти партнеров и внести авансовый платеж в $200 000, необходимый, чтобы закрепить за собой российские права на сериал. Однако семейная сага о любви, предательстве и богатстве оказалась не востребована телезрителями. После года безуспешных попыток «пристроить» «Даллас» на разные телеканалы, компании удалось выручить только $1,5 млн. При этом еще около полугода пришлось выплачивать стоимость лицензии правообладателям.
Неудачный опыт не остановил киноманов. Компания решила диверсифицировать риски и начала покупать разные телевизионные форматы и через несколько лет открыла свою небольшую кинопрокатную студию. На рынке кинопроката в то время уже работали состоявшиеся игроки, такие как «Каро», «Парадиз», «Гемини», «Ист-Вест». Заработав деньги на дистрибуции, они решили вложиться в кинотеатральный бизнес.
В 1999 году компания «Парадиз» открыла кинотеатр «Ролан», затем в течение семи лет – четыре мультиплекса «Пять звезд», а также обновила кинозалы «Москва» в Ереване и «Октябрь» в Гюмри (Ленинакан). Компания «Пирамида» реконструировала кинотеатры «Варшава», «Комсомолец» и «Байконур». В 1997 году была создана сеть кинотеатров «Каро Фильм», входящая в холдинг «Каро». Их первым кинотеатром стал «Пушкинский». В 2000 году компания начала открывать мультиплексы «Каро Фильм» в ТЦ «Рамстор», а затем приступила к «освоению» окраин Москвы, а также Подмосковья и регионов. В начале этой кинотеатральной лихорадки вложения в строительство и реконструкцию кинотеатров оказались очень выгодными. В Москве инвестиции окупались за три-четыре года, в регионах – до восьми лет.
Вместо того чтобы открывать кинозалы, ЦП решила сконцентрироваться на других областях кинобизнеса, прежде всего на производстве и дистрибуции теле- и кинопродукции, а также продаже телеправ. «Просто Рубену очень нравилось заниматься самим процессом производства кино», – рассказывает Армен Дишдишян. Еще в 2000 году при участии компании был снят малобюджетный фильм «Ужин в четыре руки» с Михаилом Козаковым, который получил ТЭФИ в номинации «Лучший телевизионный игровой фильм». Рынок отечественного кино тогда еще стагнировал, но, по собственному признанию, Рубен чувствовал, что близится ренессанс.
В ЦП проанализировали рынки проката и ТВ-контента стран Европы, Азии и Латинской Америки и выяснили, что 20 – 25% сборов проката и ТВ-заполнения приходится на контент местного производства. Из чего Рубен Дишдишян заключил, что кинорынок России в ближайшее время будет выглядеть так же.
Курица или яйцо?
В 2007 году ЦП стала группой из двух компаний: продюсерской «Централ Партнершип», которая продюсирует кино и сериалы, и «Централ Партнершип Sales House», которая занимается кинопрокатом и продвижением фильмов, продажами на ТВ, DVD-дистибуцией. Внутри Sales House есть отдел, который продает на центральные каналы, в регионы и страны СНГ библиотеку компании (более 3000 кинофильмов и сериалов, в том числе собственного производства).
В ЦП считают, что стратегия выбора в пользу производства и накапливания библиотеки фильмов теперь стала главным конкурентным преимуществом компании. Если в 2001 году российские ленты собрали всего 3% от общих валовых сборов, то в 2006 году – уже 29% общего бокс-офиса кинотеатров.
«Наши конкуренты – независимые прокатчики, которые вкладывались в кинотеатры, – забирают на фильмах и кинотеатрах 100% бокс-офиса. Мы получаем только 50% прокатной платы, но, продюсируя фильмы, ЦП накапливает библиотеку и получает возможность продавать эти фильмы в течение всего периода действия авторского права. Например, «Бой с тенью», «Волкодав» уже собрали в прокате больше, чем некоторые американские блокбастеры», – говорит Армен Дишдишян. По его словам, в США – 30 000 кинозалов, и там уже конкурируют не владельцы кинопродукта, а кинотеатры за право первым начать прокат.
«У нас, к сожалению, пока нет такого количества кинотеатров, – рассуждает глава «Централ Партнершип Sales House». – Но к этому все движется. Если раньше был вопрос, у кого кинозалы, то сейчас важно, у кого продукт «сильнее». Потому что кинотеатры без блокбастеров не смогут выжить». Армен Дишдишян добавляет, что в США распределение между прокатчиком (и соответственно продюсером) фильма и владельцем кинотеатров иное, чем в России. Если здесь традиционно 50% сборов достается кинотеатрам, то на Западе – максимум 30%.
Однако оптимизм Дишдишяна разделяют не все участники рынка. «Боюсь, времена, когда кинопроизводитель сможет диктовать свои условия, настанут не скоро. Для этого продукт должен обладать действительно уникальными характеристиками. С российским кино это случается, прямо скажем, не чаще 1 раза в 2 – 3 года», – говорит директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.
«Кинотеатров пока слишком мало, – комментирует директор по кинопрокату компании «Амедиа» Наталия Лазарева. – Пока мы, производители, зависим от кинотеатров, от их настроения, от личных качеств их владельцев. Представьте, что сейчас на всю страну около 1300 «долбированных» залов, и половина принадлежит одно- и двухзальным кинотеатрам. Бум строительства кинотеатров, который действительно был в конце 1990-х – начале 2000-х годов, прекратился, и все побежали в производство кино. Сейчас каждую неделю выпускается от 5 до 7 проектов, среди них где-то 1 – 2 российских, все хотят попасть в большой прокат».
По мнению аналитиков, инвесторы все-таки вернутся к кинотеатральным проектам. «У российских городов с населением меньше миллиона человек – огромный потенциал, и наши коллеги уже смотрят в этом направлении», – говорит Лазарева. «Рынок кинопоказа и более понятен, и «считаем», – добавляет Эдуард Савуляк. – Соответственно, деньги инвесторов под строительство или покупку кинотеатров привлечь проще, чем под кинопрокат и продюсирование. Поэтому присутствие в этом сегменте стратегически более верно».
Понимание необходимости альянса с кинотеатрами и в то же время нежелание самостоятельно входить в кинотеатральный бизнес стали одной из причин сделки ЦП с «Проф-Медиа», которой принадлежит сеть кинотеатров «Синема Парк». В ноябре 2005 года холдинг купил 50,49% ЦП. На данный момент у «Синема Парка» три многозальных кинотеатра в Москве, по одному в Санкт-Петербурге, Тюмени, Набережных Челнах и Челябинске. Уже началось строительство мультиплексов в Уфе, Перми, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Красноярске, Волгограде, Екатеринбурге.
В планах компании – к 2009 году открыть около 200 экранов. «Когда мы дошли до определенного уровня в производстве кино, то начали бороться за присутствие в кинозалах. Это оказалось непросто, – говорит Армен Дишдишян. – А у «Проф-Медиа» очень амбициозные планы по развитию кинотеатральной сети. Кроме того, когда в рамках одного холдинга сосредоточены кино- и ТВ-производство, прокатная компания, кинотеатральная сеть, телеканалы, радиостанции, СМИ, то все эти составляющие работают лучше».
Красота по-американски
Целесообразность работы в холдингах понимают и другие участники рынка. К примеру, ходят слухи, будто «СТС Медиа» и «Каро» планируют создание медиахолдингов. Этим летом появилась информация, что «Система Масс-медиа» и «Каро» договариваются об объединении активов. Компания «Ренова-медиа» ведет переговоры о приобретении контрольной доли кинокомпании «Феникс-фильм», стоимость которой эксперты оценивают приблизительно в $100 млн.
Консолидацию российских игроков форсируют и американские мейджоры, которые всерьез заинтересовались местным кинорынком. В 2004 году в Москве открылось представительство UIP (United International Pictures), через которое свои фильмы прокатывали Universal Pictures, Paramount и DreamWorks. До этого UIP прокатывала фильмы в России через компанию «Ист-Вест». В 2006 году крупные мейджоры выделили из 35 стран, в которых работали, 15 самых перспективных и поделили их между собой. Россия досталась Universal, и с начала этого года «UIP Россия» стала UPI (Universal Pictures International). Walt Disney и Sony Pictures ушли от российского «Каскада», у которого была лицензия, и самостоятельно создали совместное предприятие «Буэна Виста Сони Пикчерс Релизинг СНГ», которое занимается прокатом и маркетингом фильмов. Disney также развивает сотрудничество с российскими телеканалами. XXth Century Fox открылась в России на базе «Гемини Фильм». Warner Brothers пока продолжает работать с «Каро» («Каро Премьер»). При этом Universal Pictures, The Walt Disney Company и Sony Pictures уже объявили о намерении прокатывать не только фильмы своих студий, но и российские картины. Западные мейджоры очень заинтересованы в том, чтобы снимать российское кино, бюджеты которого выглядят более чем привлекательными.
В таких условиях кинохолдинги, где в одних руках сосредоточены кинопроизводство, кинопрокат и кинопоказ, становятся чуть ли не единственной возможностью выжить для российских компаний. «Это правда, – говорит Армен Дишдишян. – Чем структура стабильнее, крупнее финансово, тем спокойнее она себя чувствует». «Должна быть выстроена классическая голливудская цепочка, когда в одних руках сконцентрированы кинопроизводство, дистрибуция и кинопоказ, – говорит Лазарева. – Мы здесь не открываем Америку, мы у нее учимся. У нас есть примеры, когда выпускается один какой-то продукт и все с ним носятся. Но можно делать достойный пакет в 5–6 фильмов, из которых один будет гарантированно собирать большие деньги, а остальные – поддерживать репертуар. И если, допустим, нет дохода от дистрибуции, можно находиться в плюсе за счет других статей бизнеса».
Пока западным мейджорам, не знающим специфики российского рынка, тяжело работать в одиночку, особенно заниматься производством кино для местного зрителя. Поэтому они присматриваются к нашим игрокам. «Иначе как в холдингах, действительно, не выжить, – говорит Эдуард Савуляк. – Вместе с тем почти не вызывает сомнения тот факт, что наиболее «удачливый» из выживших будет в итоге куплен западными мейджорами».
Золотые кинофонды
Несмотря на растущие бюджеты, рассчитывать на большую выручку сегодня могут только единицы. Ежегодно снимается около 200 российских фильмов, но из них окупается не более 5%. «Расписать» по кинотеатрам «Ночной дозор» или «Дневной дозор», «9 роту» много труда не составит, – говорит Лазарева. – Любой кинотеатр, понимая большой коммерческий потенциал фильма, будет за тобой гоняться. Сложнее работать со средним, малобюджетным, авторским кино. Сейчас, например, все говорят об «Обитаемом острове» Федора Бондарчука или об «Иронии судьбы-2», но не как о кинопродукте, а о том, какое количество рекламы будет в СМИ».
«Если ты вкладываешь в рекламу меньше, чем $1,5 млн, кинотеатры могут не захотеть с тобой работать, – добавляет эксперт. – Когда ты приходишь со своим фильмом к дистрибутору, он тоже сразу задает вопрос: сколько ты готов потратить денег на рекламу? А если вы тратите, скажем, $5 млн на производство, $1,5 – 2 млн – на рекламу, то должны собрать в результате минимум $10 – 14 млн. На российском рынке фильмы, которые превзошли эту планку, можно пересчитать по пальцам».
Наряду с бюджетами в ЦП отмечают другую проблему, связанную с производством: огромное количество непрофессиональных продюсеров, желающих потоптать собственными ногами красную ковровую дорожку. «Проходные продюсеры «раскручивают» людей с деньгами, которые не знают, что такое кинобизнес, но слышали про бокс-офис и «гламур» вокруг кино, – говорит Дишдишян. – Так мы узнаем, что новые неизвестные продюсеры получают $20 – 30 млн на кино. Они «оттягивают» на себя ресурсы, актеров, технический персонал, мешают рынку финансово, разочаровывают в кинобизнесе неопытных инвесторов».
ЦП нашла свой способ решения проблемы «лжепродюсеров». В планах компании – создание специализированных инвестиционных фондов. «На рынке есть люди, которые хотят вложиться в кино цивилизованным способом, без «дипломата» денег», – говорит Дишдишян. Он предполагает, что ЦП займется разработкой бизнес-плана и производством, а инвестфонд будет представлять его инвесторам и распределять между ними прибыль. «Для крупных проектов (с бюджетом от $30 млн) фонд – практически единственная возможность собрать деньги, – говорит Эдуард Савуляк. – Создание фонда потребует постоянных затрат на содержание, но упростит много вопросов, связанных с хождением финансовых средств. Кроме того, фонд обладает льготами по налогообложению и прозрачен в финансовом плане для инвесторов. Успех будет зависеть от того, сколько отечественного контента выдержит российский кинорынок».
ЧТО ТАКОЕ «ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 1996
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: кинопрокат, телевизионная дистрибуция, кино- и телепроизводство, видео- и DVD-дистрибуция, международная дистрибуция, New Media (Интернет, VOD, кабельное ТВ, мобильное ТВ)
ОБОРОТ В 2006 ГОДУ: более $100 млн
ОСНОВНЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ: холдинг «Проф-Медиа», Рубен Дишдишян
ШТАТ: 200 человек
В 2007 ГОДУ ВЫПУСТИЛИ В ПРОКАТ 45 фильмов, в том числе собственные и привлеченные картины – «Волкодав», «Я остаюсь», «Внук Гагарина», «Глянец»; иностранные проекты – «Такси-4», «Артур и минипуты», «Королева», «Пророк»
САМЫЙ ПРИБЫЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ КОМПАНИИ: «Амели»
ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: BVSPR, «Двадцатый Век Фокс СНГ»/«Гемини», UPI, «Каро»
|