Семейство ракет-носителей "Ангара" на основе универсальных ракетных модулей, фото: ФГУП ПО "Полет"Российские специалисты приступили к натурным – огневым – испытаниям элементов ракеты-носителя нового поколения. "Ангара" – первый подобный аппарат, целиком созданный в России, сообщили MK.Ru в конструкторском бюро.
Как полагают создатели "Ангары", с появлением нового семейства ракет-носителей Россия не только сохранит, но и значительно увеличит свой космический потенциал.
Как рассказала пресс-секретарь конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ) Наталья Гордынская, "КРК "Ангара" разрабатывается Государственным научно-производственным космическим центром имени Хруничева в кооперации с КБТМ, НПО "ЭНЕРГОМАШ", НПЦ АП и другими ведущими российскими предприятиями космической отрасли. Головным разработчиком универсальных стартового, технического комплексов и комплекта транспортировочного оборудования составных частей ракет космического назначения является КБТМ".
По словам Гордынской, стартовый комплекс "Ангара" предназначен для запуска космических аппаратов с использованием ракет-носителей семейства "Ангара", состоящих из унифицированных ракетных модулей и предназначенных для выведения полезных нагрузок весом от 1,7 до 30 тонн.
Особенности стартового комплекса – универсальность в обеспечении пусков РКН легкого, среднего и тяжелого классов с одной пусковой установки и применение экологически чистых компонентов ракетного топлива (жидкий кислород и нафтил).
"Ангара" оснащена мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191, создаваемым на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на тяжелой ракете-носителе "Энергия", и ныне применяемого двигателя РН "Зенит" (РД 170, 171). Таким двигателем будет оснащен каждый универсальный модуль.
"Начало летных испытаний КРК запланировано на 2010 год с космодрома Плесецк, а первый пуск – на 2011 год", – сообщила пресс-секретарь КБТМ.
Специалисты КБТМ и Центрального НИИ машиностроения (ЦНИИМАШ) разработали современный подход к проведению подобных проверок, позволяющий проводить испытание на модели, а не на готовом образце ракеты. На модели 1:5 на этапе испытания отрабатываются и получаются практические характеристики воздействия ракеты на стартовый стол при пуске. Если бы воздействие превышало допустимую норму, это могло бы привести к аварии при старте. Реализация этого подхода позволяет сэкономить сотни миллионов рублей и существенно сокращает время на создание и отработку новых ракетно-космических комплексов, говорят в КБТМ.
Необходимость таких испытаний обусловлена и необычной для отечественного ракетостроения компоновкой носителя. В основном корпусе первой и второй ступеней ракеты размещены баки горючего, а огромные баки для жидкого кислорода подвешены сбоку. Представители Ракетного центра имени Хруничева сообщили, что такая компоновка позволит изменять конфигурацию носителя, как это предусматривается для Arian французской компании Arianspace. Таким образом, посредством варьирования и комбинирования элементов системы можно будет получать разные варианты носителя.
В перспективе семейство носителей "Ангара" должно заменить очень надежные, но морально устаревшие носители УР-500 "Протон" различных модификаций. При этом за счет использования недорогого топлива себестоимость выведения килограмма полезной нагрузки у новой ракеты будет самой низкой в мире, что позволит нашей стране удержать лидерство на рынке коммерческих запусков.
В настоящее время 40 стран мира занимаются производством космической техники, а услугами в космической области пользуются более 130 государств. Россия занимает 35% мирового рынка услуг по запуску спутников на орбиту. Сегодня наиболее приоритетный проект в отечественном ракетостроении – это работа по созданию Космического ракетного комплекса (КРК) "Ангара" на космодроме Плесецк.
|