Пресс-конференция на тему "Церковники и журналист: язык ненависти или конструктивная критика?" состоялась 2 октября Мраморном зале Центрального Дома журналиста. В ходе пресс-конференции была представлена книга директора Института государственно-конфессиональных отношений и права Игоря Понкина "Язык ненависти и вражды", посвященная анализу публикаций журналиста газеты "Московский комсомолец" Сергея Бычкова о Русской Православной Церкви и ее священнослужителях.
В пресс-конференции приняли участие: автор книги, доктор юридических наук Игорь Понкин, адвокат Московской городской палаты адвокатов, доктор юридических наук, профессор Михаил Кузнецов, ответственный редактор журнала "Проблемы развития" Владимир Семенко и член Общественной коллегии по жалобам на прессу Виктор Монахов.
Предыстория книги такова: весной этого года адвокат Михаил Кузнецов участвовал в судебном процессе "Сергей Бычков против протоиерея Всеволода Чаплина" на стороне замглавы Отдела внешних церковных связей. Это побудило его изучить почти 600 публикаций Сергея Бычкова, из которых было выбрано 181. Адвокат попросил проанализировать эти статьи Игоря Понкина, который выступал на процессе в качестве одного из экспертов. М. Кузнецов сформулировал 52 вопроса, а И. Понкин подробно ответил на них, досконально изучив тексты С. Бычкова.
Изучить 600 публикаций журналиста "МК" адвоката Кузнецова побудило предчувствие, что С. Бычков не остановится на достигнутом, "не извлечет урока" из своего поражения в судебной тяжбе. Вывод столь объемной текстологической работы адвоката таков: он считает С. Бычкова "талантливым журналистом", однако не имеющим "внутреннего нравственного контроля". Именно поэтому он, по словам юриста, избрал для себя "шутовскую, зловредную линию поведения в отношении РПЦ".
Зачитав множество примеров нелицеприятных выражений из публикаций "МК" в адрес РПЦ и ее священнослужителей, М. Кузнецов отметил, что журналист "желает нагадить, испохабить последний стержень нашей духовности, который еще остался – РПЦ", Кроме того, стиль С. Бычкова, по оценке выступавшего, противоречит всей русской культурной традиции, осуждавшей "юмор, смех, сарказм", начиная с древности и кончая А.С. Пушкиным (в подтверждение своих слов юрист процитировал: "Хи-хи-хи да ха-ха-ха, не боится, знать, греха").
Со своей стороны, Игорь Понкин признался, что во время судебных заседаний его "зацепили" претензии С. Бычкова по поводу некорректной, как он считал, работы экспертов, которые анализируют его высказывания вне контекста. Теперь же, после издания целой книги с подробным исследованием более чем полутора сотен публикаций С. Бычкова, оснований для претензий нет. По словам автора книги, задача издания – не только подробно разобрать публицистику С. Бычкова, выявить его настоящие цели, но и "продвинуть методологию юридической оценки подобных ситуаций".
Итак, выводы И. Понкина таковы: говоря о священнослужителях РПЦ, журналист в большинстве случаев использует "вульгарную, иную культурно-сниженную, ненормативную лексику"; "метафоры, связанные с мифологией сатанизма", "зоосемантические метафоры", "средства языковой агрессии" и проч. Эти особенности речи позволяют юристу определенно сказать о цели журналиста – "оскорбить священнослужителей РПЦ, ...нанести ущерб их чести и достоинству, спровоцировать конфликты внутри РПЦ, возбудить в российском обществе...негативное, враждебное отношение к РПЦ".
В процессе работы И. Понкин "снял собственные стереотипы": ранее он полагал, что С. Бычков критикует преимущественно митрополита Кирилла (Гундяева) и епископа Феофана (Ашуркова). После анализа массива публикаций юрист понял, что "объектом жесткой обструкции, шельмования" является огромный перечень священнослужителей РПЦ, который приводится в книге.
В заключении И. Понкина утверждается, что "личное отношение" С. Бычкова к РПЦ "крайне нетерпимое, ...перерастающее в откровенную ненависть". В основе антицерковных публикаций – не "заблуждения" их автора, а "намеренная и целенаправленная деятельность", считает Понкин. Он завершает свой анализ утверждением об экстремистском характере деятельности С. Бычкова. Отвечая на вопрос адвоката М. Кузнецова, автор книги пишет: "Журналистская деятельность С. Бычкова в части его публикаций в газете "Московский комсомолец" и других СМИ, посвященных РПЦ и ее священнослужителям, может быть обоснованно оценена как экстремистская деятельность, как осуществление целенаправленной кампании по дискредитации РПЦ по мотиву религиозной нетерпимости и личной неприязни к конкретным священнослужителям".
Во время пресс-конференции ее участники не раз подчеркивали, что не пытаются "вывести Церковь из-под критики". Их задача – обратить внимание журналистского сообщества на "недопустимые, крайне некорректные" методы этой критики.
Для иллюстрации того, что статьи С. Бычкова вызывают возмущение представителей других религиозных организаций России, в начале книги помещены два документа: это заявление Российского совета Древлеправославной кафолической Церкви (старопоморцев-федосеевцев) с призывом к прокуратуре дать правовую оценку публикациям С. Бычкова, оскорбляющие иерархов РПЦ, и открытое обращение руководства КЕРООР (Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России) к главному редактору "МК" с призывом "прекратить публиковать желчные сочинения Сергея Бычкова".
|