После неожиданного решения президента возглавить федеральный список партии власти у многих участников и наблюдателей политического процесса возникло ощущение, что избирательная кампания закончилась. Остальные партии, ощущая, что выставить им против такого козыря нечего, впали в уныние. В первую очередь те, что строили свою пропаганду на критике единороссов.
По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье, за гипотетическую «партию Путина» проголосовали бы свыше половины россиян -- 55%, за «партию Зюганова» -- 6%, «партию Жириновского» -- 4%, «партию Миронова» -- 2%. Партии под руководством какого-либо другого лидера набирают не более 1% голосов. При таком раскладе не стали бы участвовать в выборах 16% опрошенных; а 15% затрудняются с выбором.
При этом среди сторонников «Единой России» 90% готовы проголосовать за «партию Путина». В электорате КПРФ 85% за «партию Зюганова» и 4% за «партию Путина». Среди сторонников ЛДПР 79% готовы отдать голоса «партии Жириновского», а тех, кто предпочел бы «партию Путина», -- 9%. А в «Справедливой России» каждый второй (49%) проголосовал бы за «партию Миронова», но каждый третий (34%) -- за «партию Путина».
Правда, в опросе были упомянуты только партии, участвующие в выборах, и не рассматривался потенциал партий, возглавляемых другими политиками с высоким личным рейтингом. То есть если бы существовала «партия Шойгу» или «партия Шаймиева», неизвестно, как бы распределились голоса избирателей. Ну, за исключением сторонников партии президента.
Лидер наиболее пострадавшей от съезда «Единой России» партии Сергей Миронов вчера пояснил, что «этим решением президент начал формировать в стране двухпартийную систему». Причем, по его мнению, в итоге двухпартийная система должна включать две главные политические силы: праволиберальную «Единую Россию» и «Справедливую Россию», которая делает ставку на построение социализма. Но аналитики сходятся во мнении, что в парламент пройдет скорее КПРФ с той же «социалистической» риторикой, но гораздо более известная избирателям. То есть если речь и идет о двухпартийной системе, которая должна оформиться по результатам предстоящих выборов в парламент, то ее состав может оказаться несколько иным, чем это сформулировал г-н Миронов.Что касается полноценной многопартийности в России, то ее никто особо не ждал и до съезда единороссов. Но теперь ждать ее придется, видимо, еще дольше.
|