Партия «ЯБЛОКО» прошла долгий и славный путь от маленьких демократических кружков, появившихся в России в 80-е, до партии большинства, руководящей и… Правда, пока с руководством у яблочников не задалось. Но, имея во главе кандидата в президенты России, на голову превосходящего по компетентности самого Владимира Путина, мечтать о власти не вредно, а даже полезно. Но история «ЯБЛОКА» — пожалуй, самый поучительный пример, почему классические европейские и североамериканские рецепты борьбы за лидерство дают сбой в нашей стране.
Три источника, три вождя
«Списка порядочных людей», каковым первоначально позиционировал себя блок «Явлинский—Болдырев—Лукин» на выборах 12 декабря 1993 года, наверное, могло и не быть, если б не осенний политический кризис в Москве. Противостояние на улицах вооруженных сторонников президента и Верховного совета, как известно, закончилось расстрелом здания парламента. А началось с разгрома «мятежниками» офисов в мэрии-«книжке» на Новом Арбате. Пострадал и «ЭПИцентр» Григория Явлинского со товарищи, после чего самый авторитетный в стране экономист публично призвал навести порядок в городе, а когда увидел на практике воплощение этого призыва, понял: пора идти в политику и менять власть изнутри.
Свои кадры и услуги по организации партстроительства предложил «ЯБЛОКУ» Институт гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова, до этого бывший прикладным «мозговым центром» Межрегиональной депутатской группы на Съездах народных депутатов СССР и имевший опыт строительства с нуля (с помощью избранников от Москвы) демократической оппозиции в парламенте. В блок вошли также три партии, одних названий которых хватило бы на полный политический спектр в какой-нибудь более цивилизованной стране: Республиканская партия Владимира Лысенко, Социал-демократическая партия России Анатолия Голова и ХДС Валерия Борщёва. Первые две имели корни в Демократической платформе КПСС и слыли «меньшевиками» («розовыми»), а последняя имела отчетливо право-консервативный («синий») привкус.
Так в «ЯБЛОКЕ» прижились и социализм, и либерализм, причем в диалектическом единстве. Это породило концепцию «велосипеда», то есть последовательного чередования правой и левой педалей в политике. Питерский «неформал» из Верховного совета СССР Юрий Болдырев, хлопнувший из-за коррумпированности новой элиты дверью Контрольного управления президента Ельцина, посол России в США Владимир Лукин, ветеран журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге и без пяти минут преемник главы государства в кресле спикера Верховного совета вместе с Явлинским символизировали то, что мы привыкли называть «ЯБЛОКОМ», — предельно конкретную, жестко конструктивную оппозицию, готовую хоть завтра встать у руля и все исправить.
Остальные «тройки» явлинцев составлялись по тому же неизменному принципу — от бессменного вождя во главе до неизменного романтика на подступах — Татьяна Ярыгина, Сергей Степашин, Игорь Артемьев, Сергей Ковалев… Каждый из них уходил из списка «ЯБЛОКА» вслед за Юрием Болдыревым из-за изменившихся обстоятельств или терял близость к вождю. Неизменно рядом с Явлинским оставался только посредник для переговоров с властью: сначала Владимир Лукин (Уполномоченный по правам человека в РФ), сейчас вхож в Кремль Сергей Иваненко.
Ближайшие аналоги
Если бы Россия была европейской страной, «ЯБЛОКО» наверняка не раз побывало бы у власти. Был, например, в Германии Ганс-Дитрих Геншер из Свободной демократической партии, младший партнер ХДС/ХСС по коалиции во главе с Гельмутом Колем. Лидер СвДП был вторым человеком, но его влияние было сопоставимо с влиянием первого лица. В странах бывшего социализма «формулу Явлинского» блестяще воплотили два социал-либерала, приведшие свои государства в ЕС и НАТО: президент Александр Квасьневский в Польше и премьер Виктор Орбан в Венгрии — молодые демократы, не упорствовавшие в антикоммунистической демагогии, поэтому получавшие от левых и правых избирателей примерно равное число голосов. «Новый лейборизм» Тони Блэра в Великобритании тоже стилистически близок «ЯБЛОКУ», но КПРФ в России — больше чем просто партия, чтобы с ней можно было экспериментировать в духе европейского социал-либерализма.
Калейдоскоп спонсоров
Сегодня это трудно представить, но первым публичным спонсором «ЯБЛОКА» был Константин Затулин, возглавлявший в начале 90-х клуб «Предприниматели в защиту демократии», патронировавший мелкий и средний бизнес. Интерес к блоку демонстрировали и группа «ОНЭКСИМ» Владимира Потанина, и «МОСТ» Владимира Гусинского, и РОСПРОМ Михаила Ходорковского (позднее «ЮКОС»). Олигархи находили полезным присутствие в политике партии с «яблочными» лозунгами. Финансировали не слишком щедро, но и загнуться «адвокату гражданского общества и нарождающегося среднего класса» не давали.
С концом эпохи свободных денег «ЯБЛОКО» зажило на заработки Григория Алексеевича от популярных на Западе лекций о России, а также на тайные разовые пожертвования — скандал с деньгами Ходорковского перед прошлыми выборами еще не забыт. В путинской России у «ЯБЛОКА» есть надежда на госфинансирование, но для этого надо преодолеть семипроцентный барьер или хотя бы взять 3%, чтобы не влезть в долги.
Гипотетическая страна
Какой будет Россия, если власть возьмет «ЯБЛОКО»? Представить это трудно, но можно — по лозунгу «Свобода и справедливость». Страна со свободой рук для частной инициативы и с сильным государством-полицейским (не путать с полицейским государством!). На центральном уровне — президентско-парламентская республика с четким разделением полномочий между Кремлем, куда стянуты силовые нити и внешняя политика, и Белым домом, откуда премьер думского большинства рулит экономикой. На региональном уровне — это подлинная федерация с равноправием русских и национальных субъектов в распределении денег, собранных в регионе. Страна с максимально отчужденным от власти и целенаправленно демонополизированным по инициативе сверху частным бизнесом, все конфликты которого разрешает суд. Страна со свободными СМИ и единственным каналом общественного телевидения, получающим господдержку.
Страна с масштабными государственными инвестициями в науку, а также образование и здравоохранение (доступ к этим услугам для населения предположительно бесплатный). Страна с низкими диверсифицированными налогами. Нормальная страна, в общем.
Последний съезд
Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым, а «ЯБЛОКО» — с будущим. Партия единодушно проголосовала за заведомо непроходную, по большинству оценок, первую тройку Явлинский—Ковалев—Иваненко и отпустила из списка своего последнего депутата Госдумы Сергея Попова, дав понять стране и режиму: игра по вашим правилам нас не интересует. Сергей Ковалев сформулировал без обиняков: «Не выиграем выборы — ну и ничего». Квалифицированная оппозиция готова протянуть власти руку, чтобы помочь модернизировать страну, но это желание пока не находит спроса. Осталось убеждать друг друга, что в стране нет публичной политики, поэтому борьба за голоса не имеет смысла. Обжегшись в Питере, где избирком забраковал подписи «ЯБЛОКА», явлинцы решили не искушать ЦИК и внести залог, как бы неподъемно для партийного бюджета это ни было.
|