Продажа коллекции Ростроповича и Вишневской готовилась аукционным домом Sotheby's с особой тщательностью. В коллекции есть безусловные шедевры, но аукционеры особо подчеркивали, что она принадлежит выдающимся русским музыкантам, собиралась в течение 30 лет, отражает их личный художественный вкус и поэтому уникальна и особенно ценна.
Торги в Лондоне были назначены на 18 и 19 сентября, но вчера утром Sotheby's сообщил, что коллекция продана целиком — все 450 лотов — за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания».
Купил уникальную коллекцию русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства российский бизнесмен Алишер Усманов. В его пресс-службе «Ведомостям» сообщили, что сделка оформлена в понедельник утром на личные средства Усманова — с намерением передать собрание государству.
Продажа коллекции до объявленных торгов, когда уже выпущен каталог, собрана предаукционная выставка и покупатели прибыли на место события, — явление экстраординарное. Последний раз похожий случай был три года назад, когда ювелирную коллекцию американского медиамагната Малколма Форбса, включающую девять «императорских» пасхальных яиц от Фаберже, купил Виктор Вексельберг. Сумма той сделки до сих пор официально не объявлена, но считается, что она превысила $100 млн. Однако покупка Вексельберга состоялась все-таки за месяц до объявленной Sotheby's даты торгов, а не накануне, как покупка Усманова. Неслыханный случай в практике аукционных домов.
Насколько Усманов превысил «высокие предпродажные ожидания», можно только гадать. Как объяснил «Ведомостям» глава российского представительства Sotheby's Михаил Каменский, в данном случае речь идет не о выгоде: семье Ростроповича — Вишневской было важно, что коллекция будет привезена в Россию, станет национальным достоянием и что покупатель получил поддержку правительства Российской Федерации.
Помощник Галины Вишневской передал, что она не станет давать комментарии до сегодняшней пресс-конференции.
Источник «Ведомостей» в Кремле выразил сомнения, что администрацией президента могли быть выражены какие-то прямые пожелания о приобретении коллекции.
В пресс-релизе Sotheby's приведены слова благодарности Алишеру Усманову от главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого. По сведениям знакомых Швыдкого, именно он хлопотал, чтобы коллекция не пошла с молотка, а стала национальным достоянием. В самом агентстве это не комментируют.
По словам Михаила Каменского, в ближайшее время будет определено, куда именно передадут коллекцию.
Как рассказал «Ведомостям» и. о. заместителя директора по науке Русского музея Григорий Голдовский, предварительные переговоры о размещении коллекции уже велись и с их администрацией. И музей, безусловно, был бы рад, если бы собрание, в котором есть настоящие шедевры — портрет Карла Брюллова, эскиз Александра Иванова, великолепный русский фарфор, — попало в их фонды, заключил он.
-------------------------------------------------------------------------------- Мультфильмы – российским детям
Покупка коллекции Ростроповича и Вишневской — вторая за этот месяц громкая меценатская акция Алишера Усманова. Принадлежащая ему компания Swinstar Holdings Limited выкупила у американской прокатной компании Films by Jove, Inc. права на анимационные фильмы студии «Союзмультфильм» с целью передачи их детскому телеканалу «Бибигон».
|