Еще один топ-менеджер Gazprom Germania, немецкой "дочки" крупнейшего в мире энергетического концерна, был в свое время связан со "Штази". Ханс-Уве Креер, директор по кадровым и организационным вопросам, был неофициальным сотрудником восточногерманской службы безопасности и работал на нее под оперативными псевдонимами Роланд Шредер и Хартман.
Согласно имеющемуся в нашем распоряжении 600-страничному списку неофициальных сотрудников, с 1977 по 1979 год, а также с 1985 по конец 1989 года этот юрисконсульт сотрудничал с главным XVIII отделом, который отвечал за безопасность предприятий народного хозяйства и противодействие промышленному шпионажу. О сотрудничестве со "Штази" Феликса Штрехобера, финансового директора Gazprom Germania, и Матиаса Варнига, главы "Северного потока", дочерней компании "Газпрома", было известно уже раньше.
Берлинскую компанию Gazprom Germania ее материнский концерн в Москве собирается сделать "плацдармом для поставок российских энергоносителей в Западную Европу". В 2006 году при обороте в 6,2 млрд евро она получила прибыль в размере 384 млн евро. Компания является совладельцем множества энергетических предприятий, имеющих стратегическое значение. Так, например, в Германии она владеет 35-процентным пакетом акций компании Wingas (Кассель), дочерней фирмы концерна BASF, 50-процентным пакетом Wintershall Erdgas Haushandelshaus (Берлин), а также 5,26% Verbundnetz Gas AG (Лейпциг). Она также имеет доли в предприятиях Болгарии, Франции, Великобритании, Италии, Румынии и Швейцарии. В Узбекистане она участвует в разработке газового месторождения.
Став главным спонсором команды бундеслиги Schalke 04, на счета которой в период с 2007 по 2012 год должно поступить до 125 млн евро, Gazprom Germania привлекла к себе внимание широкой общественности.
В апреле этого года с сенсационным заявлением выступил ее глава Ханс-Йоахим Горинг. Он заявил, что "Газпром" частично приостанавливает свою инвестиционную деятельность в Германии. Он якобы опасается национализации компании правительством Германии.
В качестве заместителя директора объединенных предприятий нефтегазовой промышленности ГДР Горинг был человеком, приближенным к системе. В лице финансового директора Штрехобера в его подчинении работал кадровый сотрудник "Штази". Еще более сенсационным кажется случай с Варнигом, который, по информации Wall Street Journal, является знакомым Путина и во времена ГДР занимался разведывательной деятельностью в отношении Dresdner Bank. Теперь бывший сотрудник внешней разведки Варниг дослужился до главы "Северного потока", консорциума со штаб-квартирой в Швейцарии, контрольный пакет акций которого принадлежит "Газпрому". Он не входит в состав немецкой "дочки" "Газпрома", а вместе с Wintershall, дочерним предприятием BASF, и концерном E.on намеревается проложить по дну Балтийского моря газопровод, который соединит Россию и Германию.
Герхард Шредер отказывается комментировать последние новости
Те новости привлекли внимание прессы к бывшему главе германского правительства Герхарду Шредеру, который в настоящее время является председателем совета акционеров "Северного потока". На вопросы о сети "Штази" в "Газпроме" он, как сообщили тогда из его офиса, отвечать не намерен, а "за распространение клеветы он будет привлекать виновных к ответственности". Случай с Креером Шредер тоже не прокомментировал.
Нынешний директор Gazprom Germania по кадровым вопросам 29 марта 1977 года дал свое первое письменное обязательство "на добровольной основе поддерживать МГБ (министерство государственной безопасности) в его ответственной работе во имя безопасности ГДР, в деле предотвращения любых акций империалистических разведок и отдельных личностей, враждебных нашему общественному строю". Его оперативный псевдоним был Роланд Шредер. В результате смены работы и переезда из Йены в Берлин его сотрудничество со спецслужбами временно прекратилось. Второе обязательство он подписал 3 декабря 1985 года, на этот раз как внештатный сотрудник Хартман.
Еще до письменного оформления своего сотрудничества с МГБ Креер, которому сейчас 58 лет, поставлял туда информацию. Для спецслужб он представлял интерес, так как он имел представление обо всех крупных инвестициях в энергетику в Тюрингии. Когда "Штази" занималась выявлением саботажника, к делу был подключен "Роланд Шредер", который следил за человеком, попавшим под подозрение. О личной жизни коллег и даже о своей подруге, бывшей с ним на протяжении многих лет, нештатный сотрудник, по-видимому, предоставлял информацию добровольно. Также шпион поставлял сведения о родственниках из-за рубежа, например, о членах одной семьи, которых он, согласно имеющимся документам, считал миллионерами и от которых принимал в подарок деньги.
Директор по кадровым вопросам Ханс-Уве Креер не оспаривает того, что работал на "Штази". Представитель компании заявил, что им об этом известно. Однако, добавил он, "мы не являемся предприятием, пронизанным агентами "Штази".
|