Избиратели будут голосовать за партии, уровень доверия к которым как институту политической системы, по данным социологов, еще недавно не превышал 20%. Примечательно, что россияне не могут до сих пор определиться и в оптимальном количестве партий: 17 партий, зарегистрированных ФРС, для необъятной России – мало, а 10 партий для внесения в бюллетень для голосования – много. Вот она, загадочная русская душа!
Классики политологии сходятся во мнении, что мажоритарной системе наряду с преимуществами (универсальность, персонализация представительства) присущ и ряд недостатков. Прежде всего сильное искажение волеизъявления избирателей. Дело в том, что в каждом избирательном округе «пропадает» около половины голосов избирателей, поданных не за победителя (при пропорциональной системе отсекаются только голоса, поданные за партии, не преодолевшие заградительный барьер – 7%). В парламенте начинают превалировать местные интересы над общенациональными (депутаты представляют только свой округ). Усиливается персонализация политики (и без того очень высокая в России) и поляризация общества в отсутствии объединяющих общенациональных политических сил. Результат сильно зависит от нарезки избирательных округов и, как следствие, у власти может оказаться политическая сила, представляющая меньшинство в общенациональном масштабе. Классический пример – выборы президента США в 2000 году: тогда выиграл Джордж Буш, получивший в абсолютном исчислении меньше голосов, чем его оппонент Альберт Гор.
С учетом федеративного устройства России в парламенте нужны представители регионов. При этом очень важно сохранить единое целостное государство, преодолеть центробежные силы, потрясшие наше общество в 1990-е. Россия не была бы Россией, если бы мы попросту ввели у себя классическую пропорциональную избирательную систему с присущими ей недостатками без учета текущих условий развития государства. Удивительно, но российский законодатель сумел обойти (где-то полностью, где-то лишь частично), казалось бы, непреодолимые дефекты классической пропорциональной системы.
Слишком большое для ее эффективного применения количество баллотирующихся партий было уменьшено за счет увеличения требования к их численности (с 10 до 50 тыс.) и введения заградительного барьера. Аналитики прогнозируют, что в очередных выборах Думы будут участвовать менее 10 партий, а пройти сможет только половина из них. Снижение игроков закономерно: в 1999 году в выборах ГД участвовало 26 партий и блоков, в 2003-м – 23.
Запрет на блокирование и участие членов одной партии в списках кандидатов другой компенсировал еще один классический недостаток «пропорционалки». Он исключил образование временных политических союзов с размытыми идеологическими ориентирами и невнятными перспективами. Яркий пример – блок «Родина» развалился в первый же год работы в Госдуме. Остается только посочувствовать избирателям, чьи голоса «рассыпались» вместе с ним.
Следующий изъян пропорциональной системы – баллотируются только партийцы – был преодолен посредством установления гарантий реализации пассивного избирательного права беспартийными гражданами. Партия обязана рассматривать кандидатуру беспартийного самовыдвиженца для включения в федеральный список.
Обезличенность списков и ущемление региональных интересов сглажены российским законодателем путем введения уникального юридического механизма – разбивки федерального партсписка на подгруппы с жесткой привязкой кандидатов к своим регионам.
Говорить о создании российского универсального рецепта от всех болезней избирательной системы рано. Организаторам выборов и их участникам еще предстоит сыграть по новым правилам. На подготовительном этапе у правоприменителей уже возникают вопросы, связанные с нарезкой и разбивкой территорий для создания региональных групп. С каким субъектом можно объединить остров Сахалин и какими принципами руководствоваться: географической близостью или социально-экономическими связями? Адыгея по закону не может быть объединена ни с одним субъектом. Имея 323 тыс. избирателей, она сможет получить своего депутата только при условии, что явка в республике превысит средний показатель России в два раза.
Эти и некоторые другие болевые точки российской модели пропорциональной избирательной системы еще вылезут наружу в период кампании по выборам в Госдуму, но они вряд ли будут такими же дискуссионными и спорными, как сам переход на новую избирательную систему.
|