Уже само название этой увесистой 700-страничной книги заявляет о сенсации: «История ЦРУ - наследие провалов». Ее автор - Тим ВАЙНЕР, репортер газеты «Нью-Йорк Таймс», лауреат престижной Пулитцеровской премии. В предисловии Вайнер сообщает, что он использовал свыше 50 тысяч документов из архивов ЦРУ, Белого дома и госдепартамента США, более 2 тысяч бесед с ветеранами американской разведки и дипломатами, включая интервью с 10 экс-директорами ЦРУ.
Американского читателя, воспитанного на голливудских триумфах «героев незримого фронта», ожидает даже не холодный душ, а ледяная купель. Приведем лишь некоторые колоритные выдержки.
Президентам США докладывали лишь то, что они хотели слышать
«Миф о всемогущем и всезнающем разведведомстве оказался очень стоек - в него безоговорочно верят и враги Америки, и вся американская общественность, от рядовых телезрителей до президентов США, по крайней мере в начальный период их пребывания в Белом доме», - пишет автор.
Зато ЦРУ быстро поняло, что президенту следует говорить только то, что он желал бы услышать. Подстраиваясь под настроения в Вашингтоне, ЦРУ в конечном итоге стало неверно интерпретировать намерения и потенциал противников, в частности, «переоценило силу коммунизма и неверно определило угрозу терроризма».
«Я оставлю после себя наследие, полное поражений», - негодовал президент Эйзенхауэр в беседе с Алленом Даллесом. А любитель шпионских историй Яна Флеминга президент Джон Кеннеди был в шоке, когда руководство ЦРУ представило ему своего «Джеймса Бонда». Человечек по имени Вильям Харви оказался неуравновешенным типом с брюшком, по виду законченным алкоголиком. Это он руководил неудавшейся операцией по физическому устранению Фиделя Кастро руками мафии.
Образ иностранного шпиона на советских плакатах (Евгений Малолетков, 1954 г.).
Даже такой уважаемый директор ЦРУ, как Ричард Хелмс, не мог устоять перед соблазном сказать своему боссу - президенту Никсону именно то, что тот хотел бы услышать. Аналитики честно высказывали сомнения относительно советских устремлений нанести ядерный удар. Но Хелмс убрал эти ключевые выводы ЦРУ из доклада Никсону. Вплоть до самого окончания «холодной войны» ЦРУ продолжало приукрашивать уровень модернизации советских арсеналов. Ведь президентам США очень хотелось представлять СССР как мощного и коварного врага, оправдывая этим все новые военные заказы.
«Какое еще вторжение в Кувейт?»
Бывало и так, что самые высокопоставленные чины администрации оказывались последними, до кого доходили «горячие новости часа». В день, когда Ирак вторгся в Кувейт (август 1990-го), зам. советника президента по национальной безопасности Роберт Гейтс находился на семейном пикнике. Вдруг к нему подошел знакомый его жены и удивленно спросил: «Как, вы здесь?» «А что такое?» - изумился Гейтс. «Как, а вторжение?!» - «Какое еще вторжение?» Депеши ЦРУ подоспели лишь через несколько часов.
Годом позже, когда рушилась Берлинская стена, руководитель самого крупного отдела ЦРУ - по разведке на территории соцлагеря - Мильт Бэрден дошел до того, что был вынужден смотреть CNN, чтобы было что отвечать на настойчивые звонки из Белого дома с просьбой сообщить, что происходит. А теперь удивительный факт: на тот момент надежной агентуры у ЦРУ в Германии не было. Всех шпионов перехватали спецслужбы ГДР и СССР. Но стена, ко всеобщему удивлению, пала.
Вашингтон не знал, что делается в Кремле
«Во время «холодной войны» у американцев не было ни одного источника, который мог бы заглянуть глубоко внутрь работы Кремля», - признается автор. Число владеющих важной информацией завербованных советских шпионов можно было пересчитать на пальцах двух рук. Почти все эти агенты были, в свою очередь, преданы завербованными Москвой сотрудниками советского отдела ЦРУ (имеется в виду прежде всего история предательства Олдрича Эймса, арестованного ФБР в 1994 году. - Прим. «КП»).
Легендарный глава контрразведывательного отдела ЦРУ Джеймс Энглтон вспоминал, что среди множества чиновников из соцстран, которых пытались вербовать, было полно «подстав» (сотрудников спецслужб, игравших роль «изменников» и внедрявшихся таким образом в американскую разведку). По этой причине Энглтон в конце 60-х фактически приостановил «массовые вербовки на Востоке».
Но Энглтон не знал, что в недрах его родного ведомства давно вырыли норы советские «кроты». От того же Эймса с 1986 по 1994 год в Москву утекало огромное число засекреченных документов ЦРУ. Более того, как заключает Вайнер, высокопоставленные члены разведведомства даже после того, как узнавали о провалах своих источников, продолжали как ни в чем не бывало нести на стол руководству откровенную дезинформацию. Они просто боялись «огорчить босса» и расписаться в полном непрофессионализме своей службы.
ЧТО ПРОМОРГАЛИ В ЛЭНГЛИ (ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВАЙНЕРА)
Готовящееся испытание советской атомной бомбы (1949 г.) Массовые антисоветские выступления в Восточной Европе в 50-е годы Планы размещения на Кубе советских ракет (1962 г.) Арабо-израильская война 1973 года Революция в Иране (1979 г.) Вторжение СССР в Афганистан (1979 г.) Вторжение Ирака в Кувейт (1991 г.) Развал Советского Союза Испытание ядерной бомбы Индией (1998 г.)
СЛОВО ОБВИНЯЕМОМУ
Нетрудно предположить, какую реакцию вызвала книга-разоблачение в штаб-квартире ЦРУ.
«Опираясь на вырванные из контекста цитаты, далеко идущие утверждения, и будучи очарованным всем негативным, Вайнер не замечает, сводит к минимуму или искажает достижения разведки», - говорится в распространенном на прошлой неделе в Вашингтоне заявлении пресс-службы ЦРУ.
НЕ ТРОНЬ ЛЕЖАЧЕГО
Из рецензии на книгу газеты «Вашингтон пост»:
- Сейчас ЦРУ - легкая мишень. Они проворонили 11 сентября, потом ошиблись относительно иракского оружия массового поражения.
Вайнер - признанный спец по этой теме, и его нельзя упрекнуть, что он «бил лежачего». Он выступил с подробно документированным тезисом о том, что этот самый «лежачий», собственно, никогда и не был «на ногах».
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
Михаил ЛЮБИМОВ, ветеран советской внешней разведки, писатель: Все спецслужбы одинаковы
- Я, конечно, слышал о книге Вайнера. Но не узнал из отзывов о ней ничего принципиально нового. Давно известно, что в работе ЦРУ масса перегибов, и на нее тратятся неоправданно большие деньги. Да, ЦРУ преподносит президентам США то, что они хотят от них получить.
Я ни в коем случае не защищаю ЦРУ, но хочу сказать, что всякая спецслужба вынуждена прислушиваться к государственному руководству. Английские службы тоже говорили Блэру, что у Хусейна есть оружие массового поражения. И многие наши особисты из числа прихвостней накануне войны доносили Сталину, что немцы не готовят вторжение. Эта общая особенность всех спецслужб.
У всех есть свои провалы, но есть и успехи. А окончательных победителей и побежденных здесь быть не может - это вечное противоборство. Отрадно, что эксперты такого уровня, как Вайнер, признают достоинства противников (в данном случае советскую разведку - КГБ) и промахи собственных спецслужб. Критический взгляд всегда на пользу.
|