«Единая Россия» (ЕР) на днях представила в Ленинградской области новую программу «1+10» («Партийная мобилизация»), призванную усилить позиции партии власти накануне голосования. В ближайшее время ее собирается презентовать и питерское региональное отделение «Единой России». В рамках упомянутого проекта для получения большего количества голосов на выборах в Государственную Думу РФ «Единая Россия» воспользуется сетевым маркетингом.
Каждый член партии должен будет привести на избирательный участок десять человек, готовых поставить галочки в нужных местах. Единороссы Ленинградской области уже получили соответствующие указания, а их питерским однопартийцам обращение лидера ЕР Бориса Грызлова, в котором он призывает «провести работу с теми, кто вас окружает, помочь людям сделать осознанный выбор», раздадут на днях. Имеется в виду, разумеется, выбор в пользу партии власти. К обращению прилагается специальный бланк, в который исполнительный единоросс должен вписать фамилии десяти «обращенных». Одна копия этого бланка останется на руках у партийца, а другая будет направлена в архив регионального отделения. Данная система работает по принципу сетевого маркетинга (MLM, Multi-Level Marketing). Этот принцип был изобретен еще в 20-х годах прошлого века американским бизнесменом Карлом Ренборгом, который таким образом продавал пищевые добавки. MLM широко применяется и по сей день. Правда, преимущественно в бизнесе, а не в политике.
Памятка, которую получат все члены «Единой России», доказывает, что с точки зрения руководства партии принцип сетевого маркетинга можно применять и в предвыборной борьбе за голоса избирателей. Помимо имени сагитированного человека каждый единоросс должен указать его адрес и контактный телефон. Приводить паспортные данные не требуется.
«Пока никаких конкретных указаний нам не поступало, – рассказала «НГ» руководитель Калининского районного отделения ЕР Татьяна Светлова. – Не думаю, что это будет какой-то приказ или распоряжение. Скорее рекомендация. Лично я считаю проект вполне жизнеспособным. Конечно, из более чем 2000 членов, зарегистрированных в нашем районном отделении, далеко не все смогут привести по десять сторонников. Все упирается в агитационные способности человека. Но поработать в этом направлении вполне можно».
Если предположить, что каждый из 25 тыс. членов ЕР в Петербурге приведет на избирательные участки по десять сторонников, получится 250 тыс. голосов, отданных за партию Бориса Грызлова. Это около 7,5% от общего числа горожан, имеющих право голоса. Впрочем, и в самой партии, и в кругу ее оппонентов уже укрепилось мнение, что идеальных результатов вряд ли удастся добиться.
«Пока сложно оценивать, принесет ли такая схема какие-нибудь плоды, – рассуждает глава петербургского отделения «Справедливой России» Олег Нилов. – С одной стороны, если говорить о партийной дисциплине в целом, то обращение от имени руководителя партии с призывом выполнить свой партийный долг вполне допустимо. С другой стороны, требовать от каждого члена, вне зависимости от его способностей, привести по десять человек – это просто расходится с логикой нормальной партийной работы. Я знаю многих рядовых членов «Единой России», и лишь некоторые из них способны выполнить этот приказ. Честно говоря, подобный проект мог бы родиться в какой-нибудь другой небольшой партии национально-патриотического толка, где распространены армейские принципы работы. В случае с «Единой Россией» реализация такой инициативы может вызвать обратный эффект в связи с тем, что среди потенциальных избирателей партии появятся несогласные с подобными методами работы. Я не удивлюсь, если выяснится, что эту идею руководителям партии предложили какие-то штирлицы, которые потом получат за свою работу награду. Правда, уже в других партиях».
Сомнения относительно эффективности проекта «Партийная мобилизация» высказывают и независимые эксперты. «Идея использовать сетевой маркетинг в политике не нова, – напоминает политолог Дмитрий Перевязкин. – В некоторых избирательных кампаниях такими технологиями пользовался «Союз правых сил». Вся проблема в том, что сетевой маркетинг имеет свои ограничения. СПС надо было лишь преодолеть барьер для получения мандатов, а «Единой России» нужна абсолютная победа. Сетевой маркетинг годится для набора необходимого минимума голосов, а не большинства. Кроме того, руководители партии, по моему личному мнению, вскоре могут столкнуться с «феноменом КПСС», когда на бумаге все будет отлично, а на деле реальных сторонников партии, готовых отдать на выборах свои голоса, окажется намного меньше. Если партийное руководство, поверив отчетам снизу, слишком расслабится, конечный результат может оказаться разочаровывающим».
После объявления о запуске проекта «Партийная мобилизация» в некоторых СМИ прозвучало, что он может противоречить избирательному законодательству. В Центральной избирательной комиссии пока не видят повода для беспокойства. Как заявил на днях секретарь ЦИКа Николай Вавилов, комиссия реагирует только на конкретные действия со стороны политических партий, а в данном случае о каких-либо нарушениях речь не идет.
Санкт-Петербург
|