Во время учений войск стран ШОС в пятницу на полигоне Чебаркуль под Челябинском Владимир Путин сделал очередное громкое заявление. Но оно было адресовано не союзникам по Шанхайской организации, а западным партнерам. "Мною принято решение возобновить полеты российской стратегической авиации на постоянной основе", - заявил российский лидер. "Боевое дежурство будет осуществляться в районах судоходства и экономической зоны, - добавил он. - Надеюсь, что партнеры с пониманием отнесутся к этому шагу". Путин сообщил, что с 17 августа эти полеты будут проводиться регулярно. На следующий день командующий дальней авиацией ВВС генерал-майор Павел Андросов разъяснил слова верховного главнокомандующего: "Выполнено около 50 вылетов самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78 с налетом более 400 часов. Были использованы аэродромы Оленье, Воркута, Мончегорск, Тикси, Анадырь, Энгельс, Шайковка". Самолеты летали над акваториями всех четырех океанов, находясь в воздухе по 13 часов. С учетом недавних заявлений главкома ВМФ Владимира Масорина о необходимости восстановить присутствие российского флота в Средиземном море, можно говорить, что Россия намерена вернуться в Мировой океан и воздушное пространство. В отличие от предыдущих громких инициатив и заявлений Путина, в том числе о возможности перенацелить российские ракеты на Европу и создании совместной с американцами ПРО, возобновление полетов стратегических бомбардировщиков в Вашингтоне восприняли весьма хладнокровно. Официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак не слишком дипломатично заявил: "Если России захотелось достать часть этих старых самолетов из нафталина и снова поднять их в воздух, то это решать им", и отдал дань политесу, назвав это решение интересным. А зам пресс-секретаря Белого дома Гордон Джондроу не увидел в Ту-160 никакой угрозы: "Не думаю, что наши военные испытывают по этому поводу обеспокоенность". Хладнокровие американцев объясняется просто: если в сухопутных вооружениях и ракетной технике у России есть большие традиции и потенциал, то дальняя авиация и флот - это сугубо американская "поляна", что обусловлено целым комплексом причин, в том числе геополитической и исторической. Вторая мировая Стратегические бомбардировщики наряду с авианосцами считаются символом великой державы, экономического процветания и технологического могущества. Именно в этой области вооружений преимущество США над остальным миром остается подавляющим. Гегемония началась еще в 1903 году, когда братья Райт в городке Китти-Хоук подняли в воздух первый аэроплан. Хотя первая бомбардировка была проведена не американцами, а итальянцами - в 1911 году в войне против турок, - развитие бомбардировочной авиации в США признавалось приоритетным и получило толчок с идеями итальянского генерала Джулио Дуэ о самостоятельной роли ВВС в предстоящих войнах. Этому способствовало географическое положение страны, и уже к концу Второй мировой войны авиация США имела тысячи В-24 "Либерейтор" и В-29 "Суперкрепость". О вкладе в победу над Германией и Японией этих супербомбардировщиков и, если шире, о роли стратегического воздушного наступления США и Англии споры идут до сих пор. По разным данным, авиация западных союзников разрушила от четверти до трети промышленного потенциала и инфраструктуры Германии. О значении В-29 в войне против Японии хорошо сказал знаменитый генерал Джеймс Дулиттл: "Военно-морской флот США располагал достаточным числом транспортных средств для высадки десанта на территории Японии. Сухопутные войска располагали для этой задачи достаточными силами. Но В-29 сделали этот десант ненужным". Советские военные теоретики отвергали смысл и значение массированного воздушного наступления, упирая на решающую роль сухопутных войск и страдания гражданского населения в подвергшихся бомбардировкам городах. Место авиации было указано в проекте Полевого устава Красной армии 1941 года: "Боевая авиация, взаимодействуя с наземными войсками, мощными ударами подавляет огневые средства обороны... сопровождает наступление танков и пехоты, подавляя артиллерию, скопление войск и подходящие резервы". Главнейшей задачей ВВС признавалось "содействие успеху наземных войск и обеспечение господства в воздухе". О стратегических целях - массированных ударах по экономическим, административным, политическим центрам противника, разрушении промышленности и транспортной системы в глубоком тылу Полевой устав 1941 года упоминал, но одной строкой и неакцентированно. В рамках этой концепции Советский Союз просто не мог создать дальний бомбардировщик, хотя бы приближающийся по своим характеристикам к В-24, тем более - В-29. Единственный самолет этого класса Пе-8 так и не пошел в массовую серию из-за конструктивных недостатков. Например, на 1 июля 1943 года в советских ВВС был единственный полк, вооруженный Пе-8 в количестве 18 штук, из которых полностью боеспособны были всего 11. А в 1944 году командование вообще стало заменять Пе-8 американскими В-25 "Митчелл", которые поставлялись по ленд-лизу. Остальные дальние бомбардировщики, как не любимый экипажами за плохую управляемость ДБ-3Ф и его продолжение Ил-4, не отвечали требованиям воздушной войны. На их фоне "либерейторы" и особенно "суперкрепости" казались пришельцами из другой эпохи. Скажем, В-29 имел полностью герметичную кабину, централизованную систему управления огнем, гироскопические счетно-решающие стрелковые прицелы, РЛС для бомбометания и навигации, броневую защиту, полностью автоматизированную бортовую систему управления, радиус действия 3-4 тысячи км, максимальную скорость 600 км/ч, бомбовую нагрузку до 9 тонн. К моменту капитуляции Японии союзники имели на Марианских островах и Окинаве чуть менее 10 тысяч бомбардировщиков. После войны С наступлением ядерной эпохи бомбардировщики пережили в СССР короткий период интереса и внимания власти: кому-то ведь надо было доставлять атомные бомбы по нужным адресам. В начале 1950-х возникло целое семейство бомбардировщиков Андрея Туполева, в том числе знаменитый Ту-16, на базе которого были созданы носитель атомной бомбы Ту-16А и гражданский лайнер Ту-104. Однако с развитием ракетной техники интерес к стратегическим самолетам в Советском Союзе стал пропадать. Характерна в этом смысле судьба ОКБ-23 во главе с учеником Туполева Владимиром Мясищевым, сконструировавшим М-4, а затем и М-50. М-50 был первым сверхзвуковым межконтинентальным бомбардировщиком, на котором установили множество технических новинок, например автоматическую систему регулирования центра тяжести (необходима при переходе на сверхзвук), а бортовая электроника позволила сократить экипаж до двух человек. Прототип самолета совершил 18 тестовых полетов, однако в 1960 году ОКБ Мясищева было расформировано, самого конструктора перевели с понижением в ЦАГИ, и работы над семейством "эмок" закрыли - ЦК КПСС решил, что в эпоху спутников и межконтинентальных ракет бомбардировщики не нужны. Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов напомнил "Газете" выражение Хрущева: "Ракета - молодец, все остальные - дуры". А в это время за океаном уже восемь лет летал В-52 - одно из самых знаменитых и удачных произведений американского ВПК, которое до сих пор остается основным оружием Стратегического авиационного командования ВВС США. Самолет пережил восемь модификаций, потому что на идее пилотируемой доставки ядерного оружия никто в Америке не ставил крест. Для повышения выживаемости В-52 при прорыве систем ПВО было принято множество решений, в том числе оснащение ракетами - ложными целями "Куэйл" и управляемыми ракетами поражения ЗРК противника "Хаунд Дог", а также конструктивное усовершенствование для перехода на сверхмалые (до 150 м) высоты. Сейчас На В-52Н американцы возлагают особые надежды: они считаются единственным видом доставки крылатых ракет воздушного базирования и противокорабельных ракет "Гарпун". Всего в составе Стратегического командования остается 71 В-52Н, которые базируются в штатах Луизиана и Северная Дакота (56 для боевого применения). Их крылатые ракеты могут оснащаться ядерными боеголовками. Военные эксперты признают, что без В-52 не было бы новейших В-1 и В-2. Все 95 B-1В выведены из состава стратегических ядерных сил США, так что теперь в ядерных силах в качестве второго компонента - только 42 самолета В-2А, базирующиеся в Миссури. Александр Коновалов высоко оценивает В-2: "Самолет зализан, в нем применяется технология «стелс». Он напоминает летучую мышь, раскинувшую крылья. Но не это главное: В-2 отлично защищен от обнаружения, компьютеризирован, почти всегда действует ночью. Бомбы у него наводятся при помощи системы GPS". В-2 - это уже третье поколение малозаметных самолетов США, выполнен по схеме "летающее крыло". В нем применяются самые передовые технологические разработки (например, корпус целиком состоит из титановых сплавов с применением углепластика), он несет до 18 тонн бомб и ракет на дальность 18,5 тысячи км со скоростью около 1 тысячи км/ч. Очевидно, что российские ВВС с устаревшими Ту-95МС и Ту-160 вряд ли могут сравниться со стратегическими авиационными силами США. Дело не в количестве (Россия имеет 16 самолетов Ту-160 и 62 - Ту-95), а в качестве, доктрине, традициях и возложенных задачах. Если в СССР и России стратегическая авиация всегда была, по словам Коновалова, слабым звеном, то довольно странно считать ее сильным звеном сейчас
Состав стратегических ядерных сил России (СССР) | Сентябрь 1990 года | | Январь 1997 года | | Январь 2002 года* |
---|
Компонент триады | Носители | Ядерные заряды | Носители | Ядерные заряды | Носители | Ядерные заряды | Межконтинентальные баллистические ракеты | 1398 | 6612 | 762 | 3700 | 726 | 3150 | Баллистические ракеты подводных лодок | 940 | 2804 | 664 | 2496 | 332 | 1744 | Тяжелые бомбардировщики | 162 | 855 | 79 | 562 | 78 | 624 | Всего | 2500 | 10271 | 1505 | 6758 | 1136 | 5518 |
* Приведенные данные соответствуют данным Меморандума о взаимопонимании в соответствии с выполнением Договора СНВ-1 по состоянию на январь 2002 года Состав авиационных стратегических ядерных сил России (по состоянию на январь 2002 года) Тяжелые бомбардировщики | Самолеты | Боезаряды |
---|
Ту-95МС | 63 | 504 | Ту-160 | 15 | 120 | Всего | 78 | 624 |
Зачем Россия возобновляет полеты стратегической авиации в отдаленных районах?
ГЛЕБ ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики: А зачем Россия в 1992 году остановила эти полеты? Отказавшись от них, Россия сама создала вакуум, который США сразу и заполнили. Но помимо военной в этих полетах есть еще и политическая функция. Без военного присутствия потенциал страны может быть чисто теоретическим. То есть можно считать, что у нас есть преимущество. Но если вместо вас в конкретной точке присутствует ваш конкурент, то такое преимущество равно нулю, поскольку оно у конкурента. А еще это часть политики разумного ограничения и сдерживания односторонней американской военной силы. Ведь совершенно абсурдно то, что американские вооруженные силы, в частности ВВС, присутствуют почти в любой точке мира в качестве постоянного фактора. И никто не спрашивает почему, а просто привыкает к этому как к части мирового порядка, примерно так же, как к присутствию полиции на улицах городов. Но ведь полиция принадлежит одному государству! Политика России начала 1990-х годов несет свою долю ответственности за формирование однополярного мира. Сейчас, возобновляя полеты, Россия посылает очень важный сигнал, что в мире даже теоретически нет однополярного устройства, а военно-стратегический плюрализм существует и в воздухе. МАГОМЕД ТОЛБОЕВ, Герой России, заслуженный летчик-испытатель России: Большие государства - и США, и Россия - имеют большие политические интересы в различных регионах, а без дальней авиации достичь своих целей невозможно. Мы 15 лет не летали в отдаленных районах, и это, безусловно, сказывалось на имидже государства. Оно было слабое до такой степени, что не могло даже поддержать свою стратегическую авиацию. А сейчас мы стали летать, и это является показателем мощи государства и боеготовности армии. На предстоящем авиасалоне будет видно, кто есть кто. Они тут тоже на В-52 прилетели. ЕЛЕНА ИЩЕЕВА, телеведущая:
Это акция из разряда «Пусть боятся!». Я - за дальнюю авиацию, потому что мой дед, Герой Советского Союза Николай Горяйнов, в свое время сам поднимал в воздух знаменитый стратегический бомбардировщик М-50, который сейчас стоит в Монинском авиамузее. Теперь те, кто отслеживает, что происходит в российском ВПК, будут знать, что наша дальняя авиация действует, оказавшись в российском настоящем из советского прошлого. Да и у летчиков теперь работа есть. ВАЛЕРИЯ НОВОДВОРСКАЯ, лидер партии «Демократический союз»: У меня есть сильные подозрения, что полеты возобновлены не для того, чтобы с высоты разглядеть, не нарушаются ли где-то на пространствах России права человека, а также рассмотреть ростки гражданского общества, чтобы потом их заботливо поливать. Наши власти не могут жить без показного и никому не нужного милитаризма. Мы кормимся из трубы, а то, что на ней зарабатываем, в другую трубу и вылетает. Сейчас все полетит в трубу гонки вооружений. ЭДУАРД БАЛТИН, адмирал, Герой Советского Союза, командующий Черноморским флотом в 1993-1996 годах: Сначала экономика страны работает на ее вооруженные силы, а потом, наоборот, армия работает на экономику. Действиями, подобными нынешнему возобновлению полетов, создается международный авторитет государства. Но возобновляемые полеты нашей стратегической авиации не будут непрерывными. Максимальное пребывание в воздухе бомбардировщика Ту-95К со всеми дозаправками составляет 17 часов, а потом его в течение трех суток надо заново готовить. Других у нас нет, да и разработка этих еще во времена Брежнева начиналась. Но хотя этим ракетоносцам уже по 40 лет, лучших самолетов в стратегической авиации не придумано до сих пор. Бомбардировщик такого типа может взлететь с аэродрома военной базы Тихоокеанского флота (скажем, Воздвиженка или Украинка) и спокойно дойти до западного побережья США. И на них установлены очень хорошие и эффективные ракетные комплексы.
|