Российская контрразведка распутала очередную нить шпионской деятельности английской разведки -- вчера представители ФСБ официально назвали имя штатного сотрудника МИ6, завербовавшего ставшего уже скандально известным бывшего майора налоговой полиции Вячеслава Жарко. Англичанин Пабло Миллер с витиеватым агентурным псевдонимом Антонио Алварес де Идальго, который на тайных встречах с информаторами представлялся кратко -- Пол, как сообщили чекисты, имеет богатый послужной список и уже фигурировал в паре приговоров, вынесенных российскими судами по обвинению наших военнослужащих в шпионаже в пользу Великобритании. Впрочем, имя Пола Миллера было обнародовано не впервые -- шесть лет назад он упоминался в связи с другим «шпионским делом».
Заявление ФСБ, очевидно, стало очередным демаршем в сторону Туманного Альбиона, с которым российские власти уже несколько месяцев обмениваются «любезностями» в связи с расследованием убийства беглого чекиста Александра Литвиненко. Дело дошло даже до высылки нескольких дипломатов из обеих стран. Англичане считают виновным в его убийстве бизнесмена, также бывшего сотрудника спецслужб Андрея Лугового и требуют его выдачи. Российские власти отказываются, ссылаясь на запрет Конституции выдавать своих граждан другим государствам. Генпрокуратура в свою очередь обижена на англичан за то, что те предоставили политубежище Борису Березовскому, на которого заведено уже свыше десятка уголовных дел и которого также подозревают в сотрудничестве с МИ6.
Вячеслав Жарко объявился в телеэфире со скандальным интервью и чистосердечным раскаянием о его вербовке английскими агентами в конце июня. Это произошло вскоре после не менее скандальной пресс-конференции Андрея Лугового, который в ответ на предъявленное англичанами в его адрес обвинение в отравлении Литвиненко радиоактивным полонием высказал свои версии убийства.
Настоящими преступниками, по мнению Лугового, следует считать или сотрудников МИ6, или Березовского, завербованного ими так же, как в свое время произошло с Литвиненко. По мотивам откровений г-на Лугового в июне ФСБ возбудила уголовное дело по факту британского шпионажа в России.
Бывший сотрудник налоговой полиции Вячеслав Жарко, пришедший с повинной на Лубянку, рассказал контрразведчикам о своем шпионском прошлом, сдал все имена, явки и пароли. Он сообщил, что с конца 90-х оказывал «консультационные услуги» Березовскому и тот в 2002 году, уже после переезда в Лондон, познакомил его с Литвиненко. Именно последний, прославившийся разоблачениями своих бывших коллег, якобы и предложил Жарко поработать на английскую разведку. Россиянин признался, что поначалу согласился -- собирал в Интернете информацию открытого доступа и получал за это по 2 тыс. евро в месяц. Так продолжалось с 2003 по 2007 год. И только когда от Жарко потребовали завербовать действующих сотрудников ФСБ, тот, по его собственным признаниям, испугался, ибо родину иноземцам продавать не хотел.
Дальнейшее развитие событий позволяет предположить, что именно исповедь Жарко спасла его от скамьи подсудимых и обвинения в совершении особо тяжкого преступления -- государственной измены. Но в возбужденном в начале июля деле «по факту разведывательно-подрывной деятельности спецслужб Великобритании в ущерб внешней безопасности России по признакам преступления, предусмотренного статьей 276 УК, то есть по факту шпионажа» Жарко фигурирует как свидетель. И, судя по вчерашнему сообщению ФСБ, свидетель очень ценный. В частности, он опознал в одном из вербовавших его сотрудников МИ6 человека, который уже фигурировала в ряде уголовных дел о госизмене. «Свидетель Вячеслав Жарко опознал сотрудника МИ6 Пабло Миллера, который проходил по уголовному делу в отношении полковника Минобороны РФ Сергея Скрипаля, осужденного в прошлом году на 13 лет за шпионаж в пользу Великобритании», -- заявил представитель ЦОС ФСБ.
О полковнике Сергее Скрипале, которого Московский окружной военный суд осудил в августе прошлого года, известно, что он в середине 90-х годов был завербован английской разведкой и регулярно передавал ей секретные сведения, которые добывал у своих бывших сослуживцев. Разоблачение Скрипаля, кроме того, связывали с другим российско-британским шпионским скандалом, разразившимся в январе 2006 года. ФСБ тогда сообщила об обнаружении «суперкамня» -- уникального шпионского электронного устройства, при помощи которого британцы, работавшие под прикрытием посольства Великобритании, вели разведдеятельность. В контрразведке отмечали, что при помощи «камня» осуществлялся контакт с информатором англичан, российским гражданином.
А вчера из сообщения ЦОС ФСБ стало известно, что Скрипаль знал мистера Миллера по их агентурным встречам как Антонио Алвареса де Идальго.
Жарко в свою очередь поведал, что во время своих свиданий с таинственным господином в Лондоне и Стамбуле тот представлялся ему как Пол. «Установлено, что Пол в действительности является кадровым сотрудником МИ6 Пабло Миллером, -- констатировали в ЦОС ФСБ. -- В 1999 году он работал в Таллине под прикрытием должности 1-го секретаря британского посольства и фигурировал в уголовном деле в отношении подполковника запаса Валерия Оямяэ, которого приговорили в 2001 году за государственную измену к семи годам лишения свободы». Приговор Оямяэ выносил Мосгорсуд, и тогда была установлена вина военнослужащего в шпионаже не только в пользу англичан, но и эстонцев -- он работал на департамент охранной полиции Эстонии (Кайтсеполицай, или КАПО). Уже тогда ФСБ сообщила, что подполковника Оямяэ в 1999 году завербовал именно Пол Миллер. Роль КАПО заключалась в организации контактов между нашим подполковником и англичанами. Задания он получал серьезные: должен был сообщать сведения об известных политических деятелях и о возможных подходах к ним, о кадровом составе СВР и ее деятельности за рубежом, о структуре, руководящем и оперативном составе российской контрразведки. Британцев интересовала и ситуация в преддверии готовившихся в 1999 году выборов, методика и приоритеты работы ФАПСИ, наличие российских агентурных источников в политических, разведывательных и контрразведывательных структурах Великобритании, США и других стран НАТО.
|