Похоже, объединительный призыв лидера эсэров Сергея Миронова в адрес рядовых коммунистов не остался без ответа. Как стало известно «НГ», в регионах на левом фланге начался процесс перетекания кадров. КПРФ сильно нервничает, а федеральные телеканалы, чутко улавливая веяния, умело подогревают конкуренцию проверенными способами стравливания соперников на экране путем нехитрого монтажа.
Коллективные переходы местных отделений КПРФ в «Справедливую Россию» зафиксированы в Башкирии. Там дюжина ячеек рассталась с партией Геннадия Зюганова, резко поменяв политическую ориентацию. Как стало известно «НГ», многие воронежские эсэры имеют за плечами свежее коммунистическое прошлое. А в Тамбове и вовсе получился скандал: ряды соратников покинул секретарь Тамбовского горкома КПРФ Павел Плотников. По убеждению 30-летнего кандидата экономических наук, избранного депутатом областной Думы, компартия «не может предложить народу реальных путей улучшения жизни». Вторая причина – «низкий авторитет у избирателей Геннадия Зюганова». Громко хлопнув дверью на специально организованной по этому поводу пресс-конференции, диссидент-коммунист тут же написал заявление с просьбой принять его в «Справедливую Россию».
Депутат Владимир Кашин, возглавляющий консервативное крыло КПРФ, резко осудил поступок отступника, хотя именно он год назад одобрил кандидатуру Плотникова на местной партконференции во время своего тамбовского вояжа. «Что же вы тогда его держали несколько лет руководителем фракции, если он плохой?» – заочно полемизирует с высокопоставленным коммунистом в беседе с корреспондентом «НГ» секретарь политбюро СР Николай Левичев.
Особенно интересуются в «Справедливой России» молодыми кадрами конкурентов. А также – умеренными коммунистами социал-демократического склада. «Эти люди, – поясняет корреспонденту Левичев, – с трудом воспринимают хождение коллег с хоругвями Иосифа Виссарионовича и прочее в том же духе. Заметив, что формируется левоцентристская, социал-демократическая партия, имеющая реальные перспективы, эти люди стремятся к ней примкнуть. Накопленное недовольство руководством КПРФ принимает формы сознательного волеизъявления. Граждане хотят сделать реальный вклад в политику страны. Кашин представляет Плотникова карьеристом и меркантильным типом – но это же бумерангом возвращается к коммунистам».
Федеральные телеканалы используют партийную «гигантомахию» для организации публичных незапланированных поединков левофланговых политиков первого ряда. Самый распространенный способ, по словам Левичева, – предоставление обличительного слова Зюганову, который выступает «даже не с критикой, а с уничижительными выражениями типа «небритого социализма». «Мы готовы дискутировать содержательным образом, но не отвечать на такие эмоционально окрашенные, негативные высказывания», подчеркивает идеолог СР.
Сергей Миронов в беседе с корреспондентом «НГ» объяснил механизм подобного передергивания: «Ко мне часто обращаются журналисты ведущих каналов с просьбой рассказать о партии «Справедливая Россия». При этом их мало волнует наша программа, наши законодательные инициативы и конкретные дела. Гораздо чаще меня просят прокомментировать те или иные конфликтные ситуации внутри региональных отделений партии, некий мнимый компромат на партийцев, одним словом – предлагают обсуждать не партийные, а околопартийные реалии, во многом сконструированные самими СМИ. Я стараюсь даже в этих узких рамках говорить об истинном положении дел, о той позитивной и конструктивной работе, которую ведет партия».
Именно эта часть интервью, огорчается Миронов, до эфира не доходит: «Я внимательно проанализировал, как меня показывали на ведущих федеральных каналах в последнее время. Из получасового интервью выхватывается на первый взгляд второстепенный для меня, вскользь заданный в самом конце съемки вопрос типа «Сергей Михайлович, как вы думаете, почему ваша партия не нравится коммунистам?». Я так же коротко и вскользь отвечаю. Но что потом вижу на экране? Ни слова о программе и планах «Справедливой России». «Интервью» начинается с моего десятисекундного ответа на вопрос о КПРФ – сам вопрос иногда даже не озвучивается – а затем Геннадий Андреевич обстоятельно, при почтительном внимании со стороны не перебивающего его корреспондента отвечает на мою «критику». Не буду говорить о явной ангажированности подобных манипуляций. Жанр политической журналистики на российском ТВ сегодня полностью вытеснен шитыми белыми нитками политтехнологическими изысканиями. Похоже, руководство ТВ недооценивает умственные способности и гражданскую зрелость нашего народа».
В регионах действует та же тенденция. Во время недавней партучебы в Санкт-Петербурге рядовые эсэры в унисон жаловались руководству на местных представителей второй кнопки. Они утверждали, что РТР, снимая в обязательном порядке заседания областной Думы, при монтаже обязательно вырезает из репортажа депутата, связанного со «Справедливой Россией». «У меня было как минимум 15 таких разговоров», – сообщил «НГ» Николай Левичев.
|