В ночь на 4 июля в секторе Газа был освобожден 45-летний журналист Би-би-си Алан Джонстон. 12 марта его похитили боевики так называемой "Армии ислама". Эта группировка, представленная в Газе семейным кланом Дугмуш, связана с международной террористической организацией "Аль-Каида".
С момента захвата британца о его судьбе поступала крайне противоречивая информация. В середине апреля даже появились слухи о казни журналиста. Но около недели назад клан Дугмуш разместил в Интернете видеозапись, которая подтверждала: репортер Би-би-си жив. На видеозаписи Джонстон был одет в "пояс смертника". Несомненно, таким образом "Армия ислама" отреагировала на угрозу ХАМАСа освободить журналиста с применением силы.
Похитители требовали от Великобритании выпустить на свободу всех исламских экстремистов, содержащихся в ее тюрьмах. А также освободить женщин, находящихся в тюрьмах Ирака и на американской базе Гуантанамо. Важнейшим условием возвращения Джонстона на родину Мамтаз Дугмуш, глава клана, поставил освобождение 35-летней Саджиры Мубараки ар-Ришави, террористки, которая участвовала в нападении на гостиницу в Аммане в 2004 году. Даже хамасовцы сочли эти требования чрезмерными, а потому невыполнимыми.
"Армия ислама" была вынуждена освободить пленника после того, как боевики ХАМАСа блокировали в Газе здание, где содержали заложника. Абу Муджахид, представитель союзной хамасовцам палестинской военизированной группировки "Комитеты народного сопротивления" (КНС), также привлеченной к освобождению британца, выступил с заявлением, согласно которому Джонстон оказался на свободе "благодаря вмешательству очень почитаемого шейха". Имя этого шейха пока неизвестно. По словам Муджахида, "этот религиозный деятель издал фетву, исполнение которой обязательно для всех мусульман". Тем не менее накануне освобождения Джонстона весь район на юге сектора Газа, где находится база клана Дугмуш, был наводнен боевиками ХАМАСа.
После освобождения Джонстона доставили в канцелярию главы хамасовского правительства Исмаила Хании, где прошла импровизированная пресс-конференция. Отвечая на вопросы журналистов, освобожденный британский репортер рассказал, что первые три месяца с ним обращались хорошо. Однако после захвата ХАМАСом власти в Газе отношение к нему изменилось. Боевики "Армии ислама" стали угрожать британцу смертью, если того попытаются освободить силой.
Отвечая на вопрос, "готов ли он в будущем вернуться в сектор Газа", британский репортер ответил: "Газа стала моим домом, но сейчас мне необходим отпуск. И я мечтаю обнять своих близких".
Исмаил Хания, также выступивший на пресс-конференции, заявил, что освобождение Джонстона свидетельствует не только о силе ХАМАСа, полностью контролирующего сектор, но и о "гуманизме" этой организации. Хания утверждал: если Израиль будет действовать логично, то вероятно и освобождение израильского военнослужащего Гилада Шалита. Правда, какую "логику" имел в виду хамасовский премьер, сказать трудно.
Глава политического бюро ХАМАСа Халед Машааль, скрывающийся в Дамаске, выразился более конкретно. Прежде всего он поздравил "своих соратников" с успешным освобождением британского репортера. Одновременно хамасовский лидер заявил, что его организация "добилась того, что не могли сделать 70 тысяч сотрудников палестинских служб безопасности, подчиненных ФАТХу". Несомненно, Машааль надеется, что освобождение Джонстона послужит поводом для западных стран, и прежде всего для Великобритании, начать официальные контакты с хамасовским руководством.
Вчера, в среду, Алана Джонстона доставили на контрольно-пропускной пункт "Эрез", где его встретили представители британского посольства и корпорации Би-би-си. Предполагается, что в четверг Джонстон вернется на родину.
|