О том, что главой Следственного комитета России может стать полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, накануне сообщила радиостанция «Эхо Москвы» со ссылкой на свои источники в полпредстве. Кандидатура Козака на пост главы Следственного комитета, согласно этим сведениям, рассматривается как одна из наиболее вероятных.
Правда, пресс-секретарь Дмитрия Козака Федор Щербаков поспешил слухи опровергнуть. «Это виртуальная история, подобные слухи возникают каждый день с момента назначения полпредства, варианты – и губернатор, и премьер, и президент, и министр, все что угодно. Слухов было множество, я этим слухам не особо доверяю», – заверил «Газету.Ru» Щербаков. Но в ответ на вопрос, означает ли это, что в ближайшие месяцы Козак работу не сменит, его пресс-секретарь осторожно поправился: «Не нам решать». То есть перемещение Козака обратно в столицу в его окружении все же не исключают.
Решение о назначении главой Следственного комитета действительно мало зависит от Козака: согласно принятой весной российским парламентом реформе, главу выделенного из Генпрокуратуры суперкомитета назначает Совет федерации по представлению президента. До сих пор неофициально назывались два кандидата на эту должность: первый замгенпрокурора Александр Бастрыкин и министр юстиции, экс-глава Генпрокуратуры Владимир Устинов. Кандидатура Козака также регулярно всплывает, когда речь идет о перестановках в прокуратуре: его дважды – в 2000 и 2006 году – называли претендентом на должность генпрокурора. Кроме того, полпред фигурировал в качестве возможного кандидата в министры юстиции после перевода Юрия Чайки в прокуратуру. По неофициальным сведениям, продвижению полпреда по карьерной лестнице каждый раз противодействовал могущественный замглавы администрации президента Игорь Сечин.
Существует даже версия о том, как марте 2004 года, после отставки правительства Михаила Касьянова, президент Владимир Путин подписал указ о внесении кандидатуры Козака на пост премьера. Но в последний момент бумагу заблокировал Сечин. В конечном итоге премьером стал Фрадков, а Козак на недолгие семь месяцев возглавил аппарат правительства. А потом уехал полпредом в ЮФО, где мог бы пропасть в безвестности, но и там заработал имя, решив проблему передачи власти клану Кадыровых в Чечне, сменив ряд непопулярных, но влиятельных аксакалов кавказской политики. Возможное перемещение полпреда в Москву могло бы усилить его позиции, по той причине, что создаваемый Следственный комитет претендует на роль одного из самых могущественных органов в российской правоохранительной системе.
Ему будут отданы все полномочия по ведению уголовных дел, в то время как у прокуратуры останутся лишь номинальные функции поддержки обвинения в суде и сомнительное право опротестовать действия следователей путем жалоб руководству Следственного комитета. Хотя формально глава комитета будет первым заместителем генпрокурора, никаких рычагов влияния на своего зама у генерального прокурора не будет. Назначение на пост главы комитета Козака в преддверии президентских выборов могло бы таким образом означать не просто увеличение его аппаратного веса. Подобный кадровый поворот, возможно, повысил бы шансы давнего соратника Владимира Путина стать президентским преемником. О шансах Козака стать преемником эксперты и источники говорят очень давно.
Правда, некоторые из тех, кто считает полпреда вероятным кандидатом в президенты, напротив, отмечают, что следственный комитет совсем не то, что нужно для старта кампании. «Серьезно шансы Козака повысил бы его прыжок в премьеры как награда за выигрыш чеченской войны, а назначение в следственный комитет означает просто его возвращение к тому, с чего он начинал: Козак профессионал в области юстиции», – сказал «Газете.Ru» немецкий политолог, директор программ России и СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар. Несмотря на свою удаленность от Москвы Козак сейчас остается одним из ближайших соратников президента. Достаточно вспомнить, что именно он возглавлял в 2004 году предвыборный штаб Владимира Путина на выборах президента. Хотя Козак – единственный среди признанных «кандидатов в преемники» на вопрос о президентских амбициях ответил в том духе, что быть президентом не хочет.
|