Юрий Чайка уже в скором времени может оставить пост генерального прокурора России, который он занял только год назад. Как стало известно «Времени новостей» из неофициальных источников, на днях он якобы подал на имя президента Путина заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации вчера получить не удалось. Сам г-н Чайка с понедельника находится в Испании с официальным визитом.
Однако в самой Генпрокуратуре и в прокуратуре Москвы сотрудники активно начали обсуждать эту новость еще вечером в понедельник. И вчера многие, в первую очередь руководящие работники этих ведомств, пребывали в состоянии шока. Ведь последнее время прокуратуры всех уровней в стране начали готовиться к масштабной структурной перетряске в связи с утвержденной недавно реформой уголовно-правовой системы. Как уже сообщала газета «Время новостей», согласно принятым в мае поправкам в УПК и закон «О прокуратуре» уже осенью будет создан новый и по сути самостоятельный орган -- Следственный комитет при прокуратуре, а сама прокуратура лишится наиболее важных своих полномочий -- прав самостоятельно вести уголовные расследования и осуществлять надзор за законностью проведения предварительного следствия другими правоохранительными органами. В случае же ухода г-на Чайки эта реформа дополнится не менее масштабной кадровой чисткой.
По данным наших источников, решение об отставке генпрокурор якобы и принял из-за несогласия с намеченной реформой. Сам он никогда открыто об этом не говорил, лишь изредка в комментариях отмечал, что обсуждавшиеся на тот момент изменения надо тщательно «взвесить» и «сбалансировать». Однако когда законопроект находился уже на последней стадии согласования, позицию Генпрокуратуры и, очевидно, самого г-на Чайки озвучил в Совете Федерации его заместитель Сабир Кехлеров. Он тогда заявил, что намечаемая реформа «противоречит Конституции и международным нормам», что таким образом будет поставлен «эксперимент над людьми», который приведет к масштабным и массовым нарушениям прав граждан. Общался по этому поводу, насколько известно, г-н Чайка и лично с Владимиром Путиным. Однако остановить реформу Генпрокуратуре не удалось. В результате, как полагают наши источники, Юрий Чайка и принял свое решение. Причем объяснить его можно не только несогласием с самой реформой, но и ролью, отведенной в ней генпрокурору. Ведь после того, как реформа свершится, сама Генеральная прокуратура станет среди прочих силовых ведомств во многом уже номинальным органом.
Когда именно г-н Чайка подал заявление, в его ведомстве точно не знали -- то ли прямо накануне отъезда в Испанию, то ли еще в конце прошлой недели. Во время визита российский генпрокурор должен был обсудить с генпрокурором королевства Кандидо Конде-Пумпидо вопрос о заключении двустороннего межведомственного соглашения о сотрудничестве, в том числе и по вопросам борьбы с терроризмом, коррупцией и другими особо опасными видами преступлений. То есть получилось так, что г-ну Чайке пришлось вести переговоры о том, чем очень скоро его ведомство уже заниматься не будет.
Так или иначе, но, по данным наших источников, после подачи заявления в администрации президента якобы попросили г-на Чайку «не торопиться» и не настаивать на скорейшей отставке как минимум до решения вопроса с его преемником и назначения главы СК. Предполагается, что судьба г-на Чайки решится до конца июня.
Пока, как полагают в Генпрокуратуре, рассматриваются две возможные кандидатуры в новые генпрокуроры. Это полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов и замгенпрокурора по Южному федеральному округу Иван Сыдорук (в 90-е годы он возглавлял прокуратуру Петербурга).
Г-н Коновалов, как и Владимир Путин, закончил юрфак Петербургского университета. Конечно, полпред Коновалов (ему 39 лет) не застал его студентом, но знаком с Дмитрием Медведевым, в то время преподавателем юрфака.
До ухода на летние каникулы сенат, как полагают наши источники, должен утвердить и кандидатуру на пост председателя СК. Наиболее вероятным претендентом считают замгенпрокурора Александра Бастрыкина (этот пост он занял прошлой осенью), в свое время учившегося в Петербургском университете вместе с Владимиром Путиным.
Между тем в Генпрокуратуре уже началась активная подготовка к реформе в связи с созданием СК. По неофициальной информации, решен вопрос о смене ряда руководителей Главного управления международно-правового сотрудничества. Кроме того, управление кадров Генпрокуратуры уже подготовило проект нового штатного расписания для прокуратур Москвы, который вчера обсуждался на совещании в горпрокуратуре. По проекту с 6 сентября при каждой прокуратуре будут созданы условия для работы СК: в райпрокуратурах будут образованы следственные отделения СК, в окружных -- следственные отделы, а в самой горпрокуратуре -- следственное и контрольно-методическое управление с надзорными функциями за действиями «нижестоящих» следователей.
Бывший генпрокурор Юрий Скуратов вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» информации о возможной отставке г-на Чайки не удивился: «Я думаю, что это было бы вполне логично с его стороны. Ведь он, как генпрокурор, понимает, что эта идея с созданием СК и выводом милицейского следствия из-под надзора прокуратуры -- смертельный удар. С другой стороны, он в свое время не занял жесткую позицию. Надо было действовать и говорить более жестко, и как только эта идея возникла, уйти с самого начала. Его позиции уже тогда были достаточно шатки. Что касается возможного назначения г-на Сыдорука, могу сказать, что он очень достойный человек -- также имеет питерские корни, жесткий в своих позициях, поэтому я не удивлен. Коновалов же в свое время попал в эту высокую орбиту, будучи прокурорским работником, получил опыт политической работы и в системе исполнительной власти. Если его назначат, это будет достойно, ведь его кандидатуру рассматривали еще тогда, когда Устинова «ушли» в прошлом году».
|