Королевская прокурорская служба (КПС) Великобритании вчера официально назвала имя главного обвиняемого по скандальному делу об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, скончавшегося в ноябре прошлого года в Лондоне от отравления редким радиоактивным материалом полоний-210. Им оказался бывший сотрудник российских спецслужб, а ныне бизнесмен Андрей Луговой (на снимке), с которым незадолго до смерти встречался Литвиненко. «Я пришел сегодня к заключению, что свидетельств, направленных нам полицией, достаточно для обвинения Андрея Лугового в убийстве Литвиненко путем его умышленного отравления», -- сообщил глава КПС сэр Кен Макдональд.
В принципе, большой новостью «выбор» британской прокуратуры не стал -- английские газеты еще с начала года со ссылкой на неофициальные источники в местной полиции регулярно сообщали, что именно Луговой является одним из главных подозреваемых. Главной же сенсацией стало то, как британская прокуратура, а вслед за ней и представители правительства страны озвучили выводы следствия. Они сразу в безапелляционной форме объявили, что будут требовать от российских властей выдачи г-на Лугового и расценивают это как совершенно правомерный и законный шаг.
"Я проинструктировал королевских прокуроров, чтобы они незамедлительно предприняли необходимые шаги для скорейшей экстрадиции подозреваемого Лугового из России в Великобританию, чтобы ему предъявили обвинение в убийстве и с тем, чтобы он предстал перед судом и ответил за это преступление", - отметил сэр Макдональд. Свою лепту внесли и гражданские власти Великобритании. «Россия должна исполнить наше законное требование, -- заявил вчера же пресс-секретарь британского премьера Тони Блэра. - Россию и Великобритании связывают важные политические и экономические связи. Но это в любом случае не избавляет от международного права юриспруденции, которые надо уважать, и мы не будем уклоняться от попыток этого добиться».
Таким образом, «дело Литвиненко» автоматически было переведено в политическую плоскость, поскольку власти Великобритании дали понять, что отказ российской стороны в выдаче г-на Лугового будет расценен как нарушение международного права. Что, в свою очередь, способно лишь ухудшить отношения между Россией и Англией.
Причем, судя по всему, британские власти пошли на это вполне сознательно, поскольку они не могли не понимать, что их требования незаконны. Обосновывая законность своих требований, представители прокуратуры ссылались на международное право, в том числе и на Европейскую конвенцию об экстрадиции 1957 года. Однако почти все страны мира (включая саму Великобританию), согласно тому же международному праву и той же Конвенции, не могут выдавать своих граждан другим странам. Такая практика возможна лишь если отдельные государства подписывают отдельный дополнительный протокол к Конвенции, оговаривающий это специально. Однако таких стран в мире всего несколько, и Россия в их число не входит. Более того, в Конституции РФ ст.61 специально оговаривает, что «Гражданин РФ не может быть выдан другому государству». Соответственно, даже если российские власти сами захотели выдать г-на Лугового английской прокуратуре и суду, они это сделать не могли бы - потому как именно тогда пойдет речь о нарушении международного права и собственной Конституции.
Представители Генпрокуратуры и российские политики вчера именно в этом плане прокомментировали выступление главы КПС. При этом они отметили, что, в принципе, ситуация далеко не «патовая». Согласно тому же международному праву есть другой способ разрешения таких ситуаций - власти одной страны, выдвинувшие обвинения против гражданина другой, могут отправить на его родину свои обвинительные материалы. И, как в случае с Луговым, гражданин своей страны может предстать перед национальным судом по материалам иностранной прокуратуры (если они не противоречат нашему законодательству). Кстати, это не такая уж и редкость. Но поскольку британская прокуратура этот способ разрешения дела не упомянула вообще, очевидно, что речь идет о сознательном обострении отношений. И на этом фоне уже само «дело Литвиненко» особого значения, похоже, не имеет. Очевидно, его просто использовали для «адекватного» ответа российским властям, которые уже давно и безуспешно пытаются добиться от Великобритании выдачи целого ряда известных россиян -- Бориса Березовского (который, кстати, был близко знаком с Литвиненко), Ахмеда Закаева, ряда менеджеров ЮКОСа и др.
Бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко, сбежавший в 2000 году в Англию и прославившийся разоблачениями российских спецслужб, скончался от загадочной болезни в одной из клиник Лондона 23 ноября 2006 года. Эксперты установили, что он был отравлен редким токсичным и радиоактивным веществом полоний-210. Полиция возбудила дело об убийстве и, выявив все передвижения Литвиненко в последние дни жизни, выяснила, что яд был подмешан г-ну Литвиненко в одном из лондонских кафе в чай, где он встретился по делам с двумя бывшими коллегами по работе в российских спецслужбах, занимающимися ныне бизнесом в России - Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. Сами они все подозрения в свой адрес отвергали. А Генпрокуратура РФ, также возбудившая уголовное дело в связи со смертью Литвиненко, дала понять, что, по ее данным, под подозрение должен попасть Борис Березовский.
|