Исход России из Крыма ощущается не только в настроениях простых жителей и высказываниях ряда местных политиков, но и в уменьшении самой русской культуры на полуострове. Особую тревогу у российских и крымских экспертов вызывает «ползучая коррозия» канонического православия, которая, в частности, проявляется в том, что в последнее время вакансии в местных приходах заполняются молодыми священниками с Западной Украины, в общем-то лояльно относящимися к созданию единой Украинской поместной православной церкви, полностью независимой от Московской патриархии.
Бахчисарайский монастырь
Ослабление позиций канонического православия в Крыму особенно заметно на фоне постоянно возникающих конфликтов с крымскими татарами вокруг культовых сооружений. Создается впечатление, что действия меджлиса направлены на ослабление православной церкви. Добившись путем акций протеста и шантажа переноса строительства православного храма в селе Голубинка, меджлис в качестве следующего объекта нападения выбрал Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь.
Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь — один из старейших в Крыму. Он основан предположительно в конце VIII — начале IX веков и по преданию здесь была явлена чудотворная икона Божией Матери. В 1993 году была отреставрирована главная церковь монастыря во имя Успения Богородицы. С 2000 года активисты меджлиса требуют, чтобы земли, на которых расположен монастырь, были переданы расположенному неподалеку Дзынджырлы-медрессе и препятствуют реставрационным работам.
В январе в местной прессе опубликовано обращение от имени Бахчисарайского регионального меджлиса, разосланное в адрес исполнительных и законодательных органов Бахчисарайского района с требованием прекратить реставрационные работы Святых врат. Местные органы приняли обращение к исполнению, несмотря на то, что меджлис не является официально зарегистрированной организацией и, следовательно, действует с нарушением законодательства.
Обосновывая претензии к попыткам строительства или реконструкции православных сооружений, меджлис крымских татар заявляет, что именно на этих местах существовали культовые сооружения их предков. Более того, в своем обращении к правительству автономии меджлис заявил, что все древние исторические памятники на крымской земле принадлежат крымским татарам как коренному народу полуострова. В настоящее время понятие «коренной народ Крыма» юридически не существует, однако законопроект готовится.
Автохтонные скифы
В селе Голубинка Бахчисарайского района действует мусульманская мечеть, а православной церкви нет, хотя большая часть населения православные, на протяжении многих лет вынужденные молиться в помещении бывшей школы. Православная община, названная в честь Преподобного Серафима Саровского, выбрала место для строительства храма, руководствуясь церковными традициями. В 1998 году община получила государственный акт на землю, а в 2001-м, после подготовки проекта, приступила к строительству. Были обнаружены захоронения. Согласно Закону «Об охране культурного наследия» работы были приостановлены и произведены археологические исследования за счет общины. Обнаружено около 20 погребений, руины православного храма. Крымские татары выступили против продолжения строительства и заявили, что православные хотят возвести церковь на «костях их предков». По словам представителей меджлиса, предки нынешних крымских татар — это все автохтонное население Крыма: скифы, тавры, и т.д., раньше они исповедовали христианство, в Средние века перешли в ислам. Православные настаивают, что древнее захоронение — символ единения русского православия с греческим.
Представители интеллектуальной и культурной элиты направили письмо митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю с просьбой помочь возрождению православного храма на его историческом месте. Ясно, что христианское великодушие и умение уступить в данном случае будут восприняты как слабость. Но на совещании в крымском парламенте в прошлом году, в котором принимали участие митрополит Лазарь и муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, принято решение: православный храм на данном месте не строить.
Неопределенность позиции митрополита Лазаря определяется ситуацией: в последнее время усилилось давление со стороны администрации Ющенко по вопросу формирования единой поместной Украинской церкви, независимой от Московской патриархии.
Раскольники в силе
Несмотря на то что на совещании епископов Украинской православной церкви Московской патриархии (УПЦ МП) инициатива Ющенко начать переговоры по объединению с непризнанным в православном мире Киевским патриархатом поддержана не была, общая тенденция достаточно тревожная.
По словам экспертов, в среде епископата УПЦ МП многие готовы к диалогу с так называемой «Украинской православной церковью Киевского патриархата» (УПЦ КП) и также готовы к автокефалии. На непримиримых позициях против окончательного отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата остается примерно четыре-пять епархий, ярким представителем которых является митрополит Одесский Агафангел. Именно за подписью митрополита Агафангела и был в конце февраля опубликован ответ УПЦ МП на очередное предложение президента начать консультации с представителями «Киевской патриархии», хотя Ющенко направлял предложение главе УПЦ МП митрополиту Владимиру.
Руководство «Киевского патриархата» полностью поддерживает объединительную активность Ющенко. Это обусловлено тем, что УПЦ КП является непризнанной в православном мире церковью «галицийской ментальности», имеющей поддержку главным образом на западе и частично в центре Украины. Неканоническая УПЦ КП уже достигла пределов самостоятельного продвижения на востоке и юге страны. Создание автокефальной единой поместной православной церкви позволит распространить «галицийскую идею украинского национализма» на всю территорию Украины. В этом случае практически неизбежно произойдет переориентация Украинской церкви на Константинопольский патриархат. Сотрудники секретариата президента Ющенко, в частности советник по религиозным вопросам Александр Саган, неоднократно проводили встречи с официальными представителями Константинопольского патриархата. Резиденция Константинопольского патриархата находится в районе Фанар турецкого Стамбула и, соответственно, ее деятельность зависит от воли Анкары. Действия же самого патриарха Варфоломея в Европе и странах бывшего Советского Союза почему-то часто соответствуют геополитическим интересам Вашингтона.
В общем-то позиция Ющенко по поддержке «Киевской патриархии» понятна. Несмотря на то что премьер-министр Виктор Янукович приезжал в Крым и встречался с митрополитом Лазарем и настоятелями ряда храмов, в том числе и Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря, заметной позиции правительства по поддержке канонического православия в Крыму так и нет.
Досье МН
ДОСЛОВНО
Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей :
— В Крыму уже несколько лет назад по инициативе митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря был создан межрелигиозный совет, первый из весьма немногих региональных межрелигиозных организаций. Важно, что со стороны Украинской православной церкви всегда проявлялась добрая воля по поддержке добрососедских отношений между сторонниками различных религий. Что касается идеи создания на Украине новой православной церкви, так называемой единой поместной, мне вспоминается встреча Виктора Ющенко с патриархом Московским и всея Руси Алексием II, которая состоялась на следующий день после инаугурации президента Украины.
Виктор Ющенко сказал тогда, что, будучи сам верующим человеком, никогда не будет указывать людям, в какую церковь им ходить, подчеркнув, что это не дело политика. Мы согласны с такой позицией и считаем, что ее надо придерживаться последовательно. Учитывая новые условия существования наших верующих, ныне живущих в пределах многих вновь появившихся независимых государств, священноначалие Московского патриархата в нужных случаях предоставляло полное внутреннее самоуправление соответствующим церквям. Вместе с тем Русской православной церкви удалось в трудных условиях колоссальных политических перемен сохранить как драгоценный дар доставшееся нам от отцов духовное единство народов, которые имеют общий исторический путь, общее духовное и культурное наследие. Этот дар верующие люди хотят бережно хранить и впредь.
|