Ни Сергей Иванов, ни Дмитрий Медведев, ни Михаил Фрадков могут так и не получить звание «преемник». Но народу заранее дают к ним присмотреться. Имя официального «сменщика» президента России народу могут и не объявить. Но кандидатов на главный пост страны от этого меньше не становится В апреле в своем последнем Послании Федеральному Собранию Путин заявил, что следующее будет делать уже другой президент, однако ему самому выступать с политическим завещанием преждевременно. То есть Путин еще раз подтвердил, что третий срок для него исключен, но в политике он останется. Очевидно, многие ожидали услышать и некий намек на так называемого преемника, хоть какую-нибудь зацепку (наш истеблишмент привык читать между строк). Но даже самые политически острые уши ничего не уловили. Ни на какого «сменщика» намеков не было. Больше того, дав положительную оценку работе двух первых вице-премьеров, пока считающихся основными претендентами на главный пост - Сергею Иванову и Дмитрию Медведеву, - президент еще больше запутал элиту. А в круге возможных соискателей обнаруживаются все новые фигуры.
До президентских выборов 2 марта 2008 года осталось меньше 10 месяцев, но с будущим президентом все туманно. Когда же вырисуется эта судьбоносная фигура?
Наследника не объявят
Вообще-то, как стало известно «КП», в Кремле с недавнего времени вовсе решили отказаться от термина «преемник». В чистом виде «наследника», имя которого, как казалось еще пару месяцев назад, назовет Путин и народ добросовестно за него проголосует, не будет.
Ставку решено сделать на «преемничество курса» Владимира Путина. В самом деле - раз его одобряют почти две трети россиян, пусть они сами и выберут такого президента, который лучше других сможет вести страну по-путински.
Действующий президент, конечно, выразит свое мнение относительно кандидатов. Ведь в любой стране - и в США, и во Франции, и в Великобритании - уходящие лидеры публично говорят, за кого проголосуют сами. Путин это может сделать так же, как рядовой избиратель, к мнению которого прислушиваются большинство граждан.
Этот новый подход должен обезоружить Запад и российскую непримиримую оппозицию, которые могут попытаться устроить в стране накануне выборов «оранжевый майдан». Дать им в руки лозунг - власть все решила за народ - было бы не по-хозяйски. Этого и не будет.
Возможно, именно потому мы видим каждодневное и примерно равное мелькание на гостелеканалах главных пока претендентов на президентство: Медведева и Иванова. Народу дают возможность самому присмотреться к кандидатам.
Массовка для главного героя
Причем Иванова, с тех пор как Путин назначил его первым вице, уравняв обоих, в новостных сюжетах стало даже чуть больше. Некоторые аналитики связывают это вовсе не с тем, что Иванов теперь претендент № 1, а с обострением отношений с Западом: России пришло время показать мускулы, и экс-министр обороны Иванов, умеющий «припечатать» политических оппонентов, сейчас востребован.
При всех различиях главных претендентов нет сомнений, что оба они - продолжатели путинского курса. Это касается упрочения положения России в мире, и диверсификации экономики, и прорывов в «социалке». Однако, как предположил в конфиденциальной беседе один из близких к власти источников, сам Путин, похоже, пока не отдает предпочтения ни Иванову, ни Медведеву. Мол, если бы, как по Гоголю, «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...».
Пока два первых вице соревнуются, аналитики нарисовали под их именами солидный список других возможных кандидатов. Представлена в нем «старая гвардия» президентской рати - спикеры Совета Федерации Миронов и Госдумы - Грызлов, главы МИДа Лавров, МЧС - Шойгу и РЖД - Якунин, руководитель кремлевской администрации Собянин, президентский полпред на Юге Козак и питерский губернатор Матвиенко. Особняком в этом ряду стоит премьер Фрадков, о возможном президентстве которого все настойчивее судачат, в частности, в кругах московской элиты.
- Фрадков если и станет президентом, то на короткий срок, а потом будут назначены новые президентские выборы, - предполагает директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов.
Владимир Путин решил указать россиянам не на своего «сменщика», а на дальнейший курс страны. - Исключено, - возражает руководитель департамента аналитики группы компаний «Никколо М» Станислав Радкевич. - Фрадков был нужен именно на посту премьера, предсказуемый и осторожный, без президентского будущего - такой не свяжется с цветными революциями.
Среди «новичков» кандидатского списка - вице-премьер Нарышкин (в отсутствие Фрадкова иногда ведет заседания Кабинета министров), министр обороны Сердюков (неожиданно для всех сделавший огромный карьерный прыжок), а также глава Рособоронэкспорта Чемезов. К последнему аналитики присматриваются особенно внимательно. Сергей Чемезов служил с Путиным в Германии в 80-х, и с тех пор, говорят, они большие друзья. Недавно Чемезов избран в бюро высшего совета «Единой России» и председателем Союза машиностроителей. За время, которое Чемезов возглавляет Рособоронэкспорт, тот превратился в супермощную компанию с мировым именем, получив монопольное право на экспорт российского оружия. Сегодня годовой оборот Рособоронэкспорта - не менее 500 миллиардов рублей.
А какими ресурсами располагают другие претенденты?
Кто почем
Самый «весомый» из списка - глава РДЖ Якунин: железные дороги России оценивается в 1,5 триллиона рублей.
На втором месте - Сергей Иванов. Если до назначения «первым вице» у него под контролем было около 600 миллиардов государственных средств, то теперь в 2 раза больше (1,2 триллиона рублей). Иванов курирует оборону, милицию, промышленность, космос, транспорт, высокие технологии.
У Медведева под контролем национальные проекты, «социалка», сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение - самые беспокойные хозяйства, на которые отпущено 836 миллиардов рублей.
Министр обороны Сердюков располагает ресурсом в 566 миллиардов рублей - столько в этом году выделено из бюджета его ведомству.
Губернатор Матвиенко распоряжается 208 миллиардами рублей - таков бюджет Санкт-Петербурга.
А вот вице-премьер Нарышкин самый «бедный» - ему подвластны лишь 40 миллиардов рублей: на ГО и ЧС плюс несколько миллиардов на содержание аппарата Кабмина.
Но, понятно, денежный показатель вовсе не является решающим. Такие вещи, как аппаратный вес и административный ресурс, нельзя измерить в цифрах.
До осени можно расслабиться
- Президент - это человек, который должен уметь работать, как говорится, и на ковре - в публичной политике, и под ковром - в кулуарах, - полагает аналитик Станислав Радкевич. - Сейчас как раз и идет «смотр». У кого из претендентов эти таланты обозначатся, тот и станет президентом. Но я бы все-таки исключил из списка Миронова и Грызлова - им первое кресло не светит.
По мнению Радкевича, список кандидатов сейчас расширяется искусственно из-за того, что молчит Путин: «Элита в разброде, не знает, по какому ветру нос держать».
А может, «массовка» нужна, чтобы не «спалить» до срока главного? Российская элита - дама коварная, может и подножку подставить.
- Кто станет главным кандидатом и кого поддержит Путин, будет зависеть от многих факторов, прежде всего от ситуации, которая сложится в стране и мире к осени, - считает политолог Вагиф Гусейнов. - Если будет стабильность, преемником может стать Медведев. Но может быть востребован и более жесткий человек, если осложнится международная ситуация. Не исключаю, что на выборы от власти вовсе пойдут сразу двое - и Иванов, и Медведев.
Впрочем, возможны и иные конфигурации: Якунин - Иванов, Чемезов - Медведев. А может, в кандидатах обозначится и целая пятерка известных политиков? Сложно сказать - лучше это или хуже, но по крайней мере будет из кого выбрать.
- Вполне можем и не столкнуться с таким линейным выбором - Иванов или Медведев, - соглашается депутат Митрофанов. - И президентом станет человек не из питерской команды. Как Иванов, так и Медведев неизбежно вызовут противоречия в политэлитах. Поэтому, возможно, следующим президентом станет человек, не имеющий внятных отношений внутри кремлевских кланов, но уже сейчас занимающий высокий пост. Так было и с самим Путиным - к моменту прихода к власти он не был связан ни с одной кремлевской группировкой.
Большинство экспертов уверены, что Путин выскажет свое частное предпочтение до выборов в Госдуму. «Чтобы партии присягнули на верность будущему президенту», - прокомментировал аналитик Радкевич.
Однако Путин, как мы уже не раз видели, - мастер оригинальных решений: не исключено, что он будет держать паузу долго. Все у него будут допытываться, нервничать, гадать, а он возьмет и выскажет свое мнение недели за две до выборов. Никто же не обещал конкретных сроков.
Чем займется отставник
А что же сам Путин? После президентского Послания - конкретного, с экономическими выкладками и задачами на десятилетку - эксперты предположили: Путин намерен стать премьером. Ведь, как ни крути, кандидата в президенты, который располагал бы таким ресурсом доверия, как Путин, у нас пока нет. По последним данным Левада-центра, 66% россиян доверяют Путину - это самый высокий показатель за все годы его президентства. Разве плохо для премьера - такой рейтинг? Учитывая, что проблемы - и социальные (размах бедности у нас до сих пор велик), и техногенные (изношенные трубы, дороги и дома) - могут в ближайшие годы обостриться, это чревато всплеском народного недовольства. А потому на одном из самых значимых постов должен быть человек, которому народ доверяет.
Но многие аналитики склоняются к тому, что Путин возглавит Совет по национальной безопасности, который может быть образован на базе нынешнего Совбеза. Есть мнение, что Путин может стать главой Госсовета, полномочия которого будут расширены. «Логично, если Путин возглавит партию», - считает Вагиф Гусейнов. При этом не обязательно «Единую Россию», вполне может быть, что и «Справедливую Россию».
Однако в последнее время Путину все чаще прочат пост главы Конституционного суда, значение которого в будущем возрастет. На примере Украины видно, насколько влиятельной, почти силовой может быть эта структура. Любой гражданин может обратиться в КС - и решение власти будет отменено. По мнению аналитиков, если бы Путин стал председателем Конституционного суда, это был бы сильный ход. Как заметил нам один осведомленный источник, «странно было бы полагать, что новую резиденцию Конституционного суда в Санкт-Петербурге строят для Зорькина...».
|