В Коптевском районном суде Москвы рассматривается иск прокуратуры Татарстана о признании русских переводов произведений турецкого исламского богослова, курда Саида Нурси, экстремистской литературой.
Заседания по делу объявлены закрытыми. К делу против собрания сочинений этого толкователя Корана подключилась Генеральная прокуратура РФ. Исследования, проведенные специалистами по этнографии, показали, что в брошюрах последовательно проводится мысль о превосходстве ислама и ущербности всех остальных религиозных конфессий.
28 марта 2005 года по факту деятельности в Набережных Челнах нурсистской организации было возбуждено уголовное дело по ст. 282 ("возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды") УК РФ. Ровно через год дело было приостановлено в связи с тем, что виновных не нашли. Как пояснил корреспонденту "РГ" следователь по особо важным делам прокуратуры Республики Татарстан Валерий Кузьмин, после этого гражданский иск против распространения литературного наследия Нурси в России был направлен в Коптевский суд. В суде были рассмотрены результаты первых экспертиз. Их авторы - специалисты МГУ, психологи с кафедры практической психологии Казанского государственного педагогического университета и Республиканской клинической психиатрической больницы. Однако суд не удовлетворился их результатами и дополнительно назначил свою, обратившись в Российскую академию наук. Теперь труды Нурси в русском переводе изучают специалисты в области языкознания и психологии. Ответчиком в суде выступает Культурно-образовательный фонд "Нуру Бади", издающий и распространяющий книги Нурси в России (руководители - имеющие российское гражданство этнические азербайджанцы Ибрагим Ибрагимов и Бахман Велиев).
Высшее российское мусульманское духовенство считает Саида Нурси признанным толкователем Корана. Его труды "имеют сугубо просветительский характер и созидают духовные ценности", - говорится в заключении, подписанном председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином.
- Однако мы ставили задачу изучить воздействие текстов на простого, неподготовленного человека, не знакомого с исламской историей и вероучением, - заявил Кузьмин.- Никаких психиатров к делу не подключали, так что аналогии с "карательной психиатрией" советских времен считаю совершенно неуместными.
Экспертизу проводили психологи, юристы и филологи. Произведения Нурси, уверены прокурорские работники, хотя и не содержат прямых призывов к насилию, но оказывают деструктивное воздействие на личность. Психолингвистическая экспертиза установила, что в книгах проповедника содержатся элементы НЛП и иных подобных приемов воздействия на психику. Эксперты назвали содержание книг Нурси "Культом Смерти", которая неоправданно возвеличивается, предстает в виде цели жизни, в чем прослеживается сходство с психологической подготовкой адептов печально известной секты "Аум Синрике". Служение вере подменяется в них служением идеям "Рисале-и-Нур" (главный труд Саида Нурси). Как указывают эксперты, произведения Нурси могут использоваться в качестве пособия для подготовки террористов-смертников. А тот, кто сделал их частью своей системы взглядов, будет испытывать религиозную враждебность ко всем, кто придерживается иных ценностей. Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4354 от 28 апреля 2007 г.
|