В начале 1993 г., вскоре после моего приезда в Москву в качестве корреспондента, тогдашний российский министр иностранных дел Андрей Козырев в одном из выступлений предупредил: если Запад будет и дальше игнорировать жизненные интересы России и публично унижать его страну, рано или поздно последует ответная реакция, которая полностью сведет к нулю те партнерские отношения между Россией и Западом, что пытается наладить он сам и другие российские либералы. Один западный коллега написал на стенограмме выступления: 'Очередной козыревский бред'. Так с ходу отметались вполне обоснованные опасения самого прозападно настроенного из российских министров иностранных дел.
Западным политическим лидерам необходимо понять, что политику России в отношении Запада в обозримом будущем определяют именно те постулаты, что высказал в своей мюнхенской речи президент Владимир Путин. И дело здесь не только в том, что основы нынешней системы управления в России похоже укоренились всерьез и надолго. Другая причина связана с тем, что заявления г-на Путина отражают мнение подавляющего большинства россиян (да и очень многих других народов мира), и с тем, что в последнее время международному влиянию и престижу США был нанесен ряд серьезных ударов.
С тех пор, как Россия отчасти восстановила свою экономическую мощь, она пытается вернуть и часть былого влияния на мировой арене. Это влияние, однако, никогда не сравнится по масштабу с тем, которым пользовался СССР. Кроме того, Россию привязывает к Западу зависимость от иностранных инвестиций и экономическая глобализация. Все это будет удерживать Москву от необдуманных шагов.
Тем не менее, сегодня обстановка в мире сильно отличается от 1990-х, когда Запад осуществил расширение НАТО и развязал войну из-за Косово. Тогда считалось, что Россию можно преобразовать в демократическую страну с рыночной экономикой, полностью подчиненную США, и, в любом случае она настолько слаба, что не сможет эффективно ответить даже на враждебные действия Запада. Сегодня же любые шаги, которые Россия сочтет покушением на ее жизненные интересы, повлекут за собой суровое возмездие.
В новой геополитической ситуации стратегия западных государств и организаций в отношении России должна основываться на следующих принципах: сокращать зависимость от России в тех сферах, где она представляет потенциальную опасность; избегать столкновений с Москвой кроме тех случаев, когда речь идет о действительно жизненных интересах Запада или серьезных международно-правовых и нравственных вопросах; выработать единые для всех правила поведения на постсоветском пространстве, обеспечивающие мир и стабильность.
Первый принцип предусматривает ослабление зависимости от поставок российских энергоносителей, что было бы желательно и в целях борьбы с глобальным потеплением. Это потребует от правительств европейских стран нравственного мужества и действительно серьезных действий - в первую очередь это связано, как отмечает британский премьер-министр Тони Блэр, с признанием необходимости развития ядерной энергетики. Чего Европе не следует делать - так это раздражать Россию публичными высказывании о якобы исходящей от нее энергетической угрозе при полном отсутствии конкретных действий по сокращению зависимости от ее энергоносителей.
Второй и третий принципы означают отказ от планов присоединения к НАТО Украины и Грузии; вместо этого необходимо согласовать единый набор 'ограничителей' в отношении действий Запада и России на территории бывшего СССР. Против членства Украины в НАТО выступает большинство граждан этой страны. Что же касается вступления в Североатлантический альянс Грузии, то тем самым Запад бы принял на себя обязательство поддерживать одну из сторон в неразрешенных, и возможно неразрешимых, этнических конфликтах, и это при том, что Россия однозначно отдает предпочтение другой стороне. Оба этих шага неизбежно приведут к весьма серьезным российским демаршам против западных интересов в других регионах.
Вместо этого Запад должен стремиться наладить с Россией отношения по образцу тех, что США небезуспешно строят с Китаем: отношения, основанные на уважении к жизненным интересам обеих сторон и сотрудничестве в целях поддержания стабильности мировой экономики. Результатом станет явление, которое мы с Джоном Халсменом (John Hulsman) назвали 'великой эпохой мира и капитализма'.
Такие же взаимно согласованные ограничения и обязательства недавно были выработаны для Восточной Азии, чтобы не допустить возникновения кризисов из-за Тайваня и Северной Кореи; однако их фундамент был заложен много лет назад соглашениями между Ричардом Никсоном и Мао Цзедуном. И если уж Соединенным Штатам удалось договориться о взаимовыгодных нормах поведения на международной арене с фанатичными китайскими лидерами - архитекторами чудовищного 'Большого скачка' и 'культурной революции', неужели они не смогут достичь такого же результата, имея дело с жестким, но прагматичным руководством вроде администрации Владимира Путина?
Анатоль Ливен - старший научный сотрудник вашингтонского фонда New America. В соавторстве с Джоном Халсменом он опубликовал книгу "Этический реализм: будущее влияния Америки в мире" (Ethical Realism: A Vision for America's Role in the World)
|