Нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), соединяющий месторождения Азербайджана с побережьем Средиземного моря в обход России, перестал быть самым дорогим с точки зрения затрат на прокладку одного километра трубы. Недавно из меморандума к выпуску еврооблигаций «Транснефти» стало известно, что затраты на первый этап строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) будут увеличены с $6,6 млрд., планировавшихся в 2004 году, до $11 млрд. Напомним, ранее на весь нефтепровод от Тайшета до Козьмино «Транснефть» планировала потратить $11,5 млрд. Таким образом, один километр первого этапа ВСТО будет стоить почти $4 млн. Один километр БТД обошелся консорциуму его владельцев в $2,26 млн. Россия неоднократно критиковала этот проект, в том числе за его дороговизну: на рынке считается, что нормальная средняя цена трубопровода должна составлять около $1 млн. за километр.
В «Транснефти» резкое подорожание ВСТО объясняют, во-первых, инфляцией, которая за два года составила около 20%. Во-вторых, отмечают, что основная часть дополнительных затрат возникает из-за пересмотра первоначального маршрута нефтепровода: в прошлом году Владимир Путин потребовал перенести маршрут на 400 км севернее Байкала. «Удлинение маршрута составит около 400 км, старый проект сохранился только от Тайшета до Усть-Кута и от Тынды до Сковородино. Остальные 1700 км — абсолютно новый маршрут, — объяснил вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. — Это участок, на котором нет никакой инфраструктуры, нам придется строить там и дороги, и ЛЭП. Кроме того, за последние два-три года цена на трубы выросла в разы, за квартал она иногда росла на 30—40%. А в себестоимости трубопровода трубы составляют около 30%. При этом около 17% затрат «Транснефти» занимает энергетика».
Дешевые кредиты
Строительство ВСТО финансируется преимущественно за счет заемных средств. «Транснефть» уже выбрала все средства в рамках кредитной линии на 65 млрд. рублей, открытой Сбербанком. Кроме того, Сбербанк открыл кредитную линию до 15 млрд. рублей дочерней компании «Транснефти» — ООО «Востокнефтепровод». Теперь «Транснефть» объявила о размещении семилетних еврооблигаций на сумму $1,3 млрд. под рекордно низкий для российских компаний процент — 5,67%. «Объем дальнейших заимствований зависит от того, какова будет цена второй очереди ВСТО, — считает аналитик ИК «АК БАРС Финанс» Александр Блохин. — На данный момент компания уже получила на строительство ВСТО порядка $4,3 млрд., также у нее есть собственные средства, которые пойдут на финансирование проекта. Этой суммы «Транснефти» хватит на год, а то и на более долгий период. Однако, учитывая увеличение стоимости строительства первой очереди ВСТО до $11 млрд., компании придется занять еще как минимум $4 млрд. Определяться с источником финансирования «Транснефть» будет в самом конце 2007 года».
Несмотря на дешевые кредиты «Транснефти», эксперты уверены, что увеличение стоимости ВСТО отразится на тарифах: как на прокачку нефти по самому ВСТО, так и в целом по трубопроводной системе. «У «Транснефти» нет проблемы занять, так как нет проблемы вернуть средства, — считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. — Это проблемы скорее нефтяных компаний, чем «Транснефти». Тарифы на транспортировку нефти устанавливаются государством. Компания пользуется поддержкой государства, поддержкой правительства». Аналитики ИК «Атон» предполагают, что удорожание проекта и повышение тарифов на прокачку могут «несколько ухудшить экономику освоения восточносибирских месторождений для нефтяных компаний».
Тем не менее «Транснефть» обещает не перегибать палку. «Есть много вариантов добиться окупаемости проекта, — говорит Сергей Григорьев. — Мы сделаем все возможное, чтобы нефтяникам было выгодно качать нефть, тариф не будет слишком высоким. Кроме того, в России сейчас самый низкий в мире тариф на прокачку нефти. И в развитых странах, и в бывших советских республиках тарифы кратно выше». По оценке экспертов, тарифы «Транснефти» занимают примерно 3—4% в себестоимости добытой в России нефти.
Они уверены, что у «Транснефти» еще есть возможность повышения тарифов на прокачку нефти по ВСТО (напомним, изначально планировалось установить тариф на уровне $38 за тонну). Единственным конкурентом трубам на восточном направлении является железная дорога. Даже если она снизит свои тарифы, нефтяники будут пользоваться трубой. «Привлекательность тарифов для нефтяных компаний стоит рассматривать не только с экономической стороны, но и с точки зрения логистики, — говорит начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. — По нефтепроводу прокачивать нефть всегда дешевле, чем транспортировать ее по железной дороге. Когда РЖД заявляет, что тарифы будут сопоставимы, мне в это верится с трудом. Расходы на транспортировку экспортируемого барреля нефти составляют соответственно $6,4 по железной дороге и $3,9—4,2 по нефтепроводу. Но даже если РЖД будет демпинговать, занижая тарифы, нефтяные компании предпочтут «завязывать» поставки нефти на восточном нефтепроводе, поскольку это более надежно».
Игра стоит свеч?
Но и ВСТО — не самый дорогой нефтепровод. Судя по тому же меморандуму к выпуску еврооблигаций, «Транснефть» собирается направить на строительство северного нефтепровода Харьяга—Индига $2,2 млрд. Учитывая его сравнительно небольшую протяженность (см. таблицу), стоимость одного километра этого нефтепровода составит более $5 млн. Примерно во столько же обойдется «Газпрому» морская часть Северо-Европейского газопровода, еще дороже — в $5,7 млн. — его наземная часть (включая компрессорные станции).
Несмотря на огромные затраты, нет никаких сомнений в том, что эти проекты будут реализованы. «Необходимо учитывать геополитический аспект, — отмечает Сергей Григорьев. — Пока не будет трубы, нефтяники не будут развивать Восточную Сибирь. Когда труба будет — компании станут вкладывать деньги в развитие этого региона, а предоставленные им льготы отчасти компенсируют затраты на транспортировку». То же можно сказать и практически обо всех других существующих сейчас проектах нефтепроводов — все они далеко не дешевы, однако все имеют важное геополитическое значение.
По сути, Россия поступает так же, как и страны, по территории которых проходит БТД, — обеспечивает нефтепроводами свои политические интересы. БТД был призван заметно снизить зависимость стран Каспийского региона от российской транспортной инфраструктуры. За это российские чиновники долго критиковали нефтепровод, называя его экономически неэффективным. Однако за время строительства этой трубы цены на нефть кратно выросли, а Россия сама подтолкнула Казахстан к использованию БТД, слишком часто пользуясь зависимостью соседнего государства от своих трубопроводов. В результате Баку—Тбилиси—Джейхан может стать вполне рентабельным.
С российскими проектами — то же самое. Конечно, дешевле починить «Дружбу». Однако нестабильный и малопредсказуемый сосед Белоруссия, по сути, вынуждает Россию проектировать нефтепровод Унеча—Приморск (БТС-2), чтобы транспортировка нефти не зависела от прихоти Александра Лукашенко.
Харьяга—Индига нужен для завоевания американских рынков, ВСТО — для рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Бургас—Александруполис — чтобы противопоставить его БТД, той же устаревшей «Дружбе» и Турции, постоянно поднимающей вопрос о перегруженности проливов Босфор и Дарданеллы. Пока цены на нефть велики, никто не станет считать лишний миллиард долларов препятствием для строительства этих трубопроводов.
Впрочем, стоит отметить, что ВСТО — особый случай. Напомним, изначально затраты на проект были относительно скромны и в экономической эффективности строительства этой трубы никто не сомневался. Затраты выросли лишь после того, как нефтепровод по приказу Владимира Путина был перенесен существенно севернее. Благодаря этому президент заслужил репутацию спасителя «жемчужины Сибири» — Байкала. Поэтому, в отличие от остальных нефтепроводов, ВСТО стал объектом не внешней, а внутренней политики. Или пиара стоимостью в $4,4 млрд.
Сравнительная стоимость современных трубопроводных проектов
Трубопровод Мощность Протяженность Стоимость Стоимость 1 км Страна ВСТО (первый этап) 30 млн. тонн 2757 км $11 млрд. $3,99 млн. Россия Харьяга-Индига* 12 млн. тонн 430 км $2,2 млрд. $5,12 млн. Россия Бургас-Александруполис* 35 млн. тонн 285 км $900 млн. $3,16 млн. Болгария-Греция Унеча-Приморск (БТС-2)* 50 млн. тонн 945 км $2,5 млрд. $2,65 млн. Россия БТД 25 млн. тонн 1767 км $4 млрд. $2,26 млн. Азербайджан-Грузия-Турция КТК 28 млн. тонн 1500 км $2,236 млрд. $1,49 млн. Казахстан-Россия Атасу-Алашанькоу 10 млн. тонн 962 км $806 млн. $0,84 млн. Казахстан-Китай * Проект. Источник: "Транснефть", КТК, Fitch Ratings, Argus, FSU Oil & Gas Monitor.
|