Знаком раскола в Русской Православной Церкви (РПЦ) назвали СМИ опубликованное 1 марта "Обращение" клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии "ко всем верным чадам Православной Церкви", подписанное, в частности, епископом Анадырским и Чукотским Диомидом (Дзюбаном). В этом обращении РПЦ обвиняется в "отступлении от чистоты православного учения", а именно в поддержке "экуменической ереси" и идеи межрелигиозного диалога, в согласии с "антинародной политикой" действующей власти и "одобрении демократии" в целом, в передаче важнейших функций Поместного Собора Архиерейскому Собору. Впрочем, в Московской Патриархии поспешили заявить, что ни о каком расколе речь не идет. Просто священнослужители из российской глубинки высказались о наболевшем, но в некорректной форме.
Как заявил агентству "Интерфакс" глава пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, "прежде всего смущает то, что группа людей, подписавшая это письмо, взяла на себя роль Архиерейского Собора, Священного Синода и Патриарха". Только последним дано право обращаться "ко всем чадам Церкви". Таким образом, налицо грубое нарушение субординации и церковной дисциплины. Епископ Диомид, конечно, может иметь свое суждение по любым проблемам церковной и общественной жизни, но инициировать дискуссию ему следовало бы на Архиерейском Соборе, который состоится в 2008 г. Теперь же епископу Анадырскому и Чукотскому остается лишь ждать очередного заседания Священного Синода, который даст оценку подписанному им "Обращению".
В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), что называется, "копнули глубже". Его председатель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) подчеркнул на пресс-конференции 1 марта, что "Обращение" не случайно появилось незадолго до подписания "Акта о каноническом общении" между РПЦ и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Письмо, подписанное епископом Диомидом, "отражает протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской Зарубежной Церкви". И пусть сам епископ Диомид утверждает, что "все произошло стихийно" и не имело целью срывать подписание "Акта", у ОВЦС МП, конечно, есть основания полагать, что "Обращение" - провокация.
Лексика письма и лексика противников объединения Церквей обнаруживают очевидную схожесть. Впрочем, митрополит Кирилл отметил, что "дискуссия по вопросам, поднятым епископом Диомидом, давно ведется в РПЦ" и ее продолжение в Церкви только приветствуется.
И заявление главы внешнеполитического ведомства Русской Церкви, и высказывания Владимира Вигилянского стоило бы понимать так: РПЦ - организация демократичная, и в ней возможны разные мнения, в том числе и крайний консерватизм и монархизм в духе авторов "Обращения". С формальной точки зрения это верный подход, однако при такой демократической модели у "правого крыла" должен быть зримый "левый" противовес. А такового в РПЦ де-факто не наблюдается. "Левого крыла" в Церкви либо нет вовсе, либо оно предельно маргинализировано. В то время как правые (и достаточно молодые - епископу Диомиду всего 46 лет!) получают епископские кафедры.
Случай с "Обращением" показал, что поблажки "правому крылу" - это бомба замедленного действия. Тем паче что именно правые с их медиаактивностью, митингами и крестными ходами (которые, по сути, те же демонстрации) зачастую формируют у обывателя представление о Церкви в целом. И высшим иерархам РПЦ следует либо подчеркнуто и последовательно дистанцироваться от такого рода течений, бьющих по реноме Церкви, либо позволить всем "силам" принять участие в дискуссии. Если Церковь стоит на позиции умеренности, то кнут и пряник должны доставаться правым и левым в равной степени. Иначе "случай епископа Диомида" окажется лишь первым в ряду себе подобных.
|