Совет Федерации в среду отклонил договор о разграничении полномочий между органами госвласти России и Татарстана, рассчитанный на десять лет. При необходимых 90 голосах документ поддержали лишь 13 сенаторов, 93 были против, 15 воздержались. В верхней палате столкнулись интересы сразу нескольких сторон: отношения между федеральным центром и Минтимером Шаймиевым, также борьба двух партий власти -- «Справедливой Россией» и «Единой Россией».
Документ предусматривал, в частности, что правительство России и кабинет министров Татарстана заключают соглашение о совместном решении вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. В договоре закреплено право органов власти Татарстана оказывать по согласованию с правительством России поддержку и содействие соотечественникам и выдавать гражданам, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на государственном языке Татарстана. Договором также предусматривается дополнительное требование для кандидатов на пост президента республики -- обязательное владение обоими государственными языками Татарстана: русским и татарским.
Выступая на заседании палаты, спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что одобрение договора может привести к «опасному политическому прецеденту» -- нарушению принципа равенства субъектов и «параду суверенитетов». Сразу четыре комитета верхней палаты -- по конституционному законодательству, по делам федерации и региональной политике, по вопросам местного самоуправления и по правовым и судебным вопросам -- предложили документ отклонить. Глава комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин заявил, что претензии у сенаторов к содержанию документа, который разрывает законодательное пространство государства. Также договор повторяет некоторые статьи Конституции России и, например, в вопросе свободного владения татарским языком ущемляет избирательные права граждан. По словам главы комитета по делам федерации и региональной политике Рафгата Алтынбаева, у Татарстана вообще нет достаточных особенностей для заключения договора.
Договорные отношения центра и регионов не практиковались в России давно -- в начале 2000-х годов заключенные при Борисе Ельцине договоры истекли, а новых ввиду построения вертикали власти и борьбы с сепаратизмом перезаключать никто не стал. Но в ноябре прошлого года выяснилось, что Владимир Путин договорился с главой Татарстана о заключении нового договора, который в виде федерального закона одобрила Государственная дума. Таким образом, центр, видимо, намеревался сохранить хорошие отношения с г-ном Шаймиевым, который в состоянии обеспечить достойную победу «Единой России» на федеральных выборах, не дать развиться межнациональным конфликтам, а также выбрать лояльного Кремлю преемника. Тем более что 70-летний глава Татарстана, полномочия которого Владимир Путин подтвердил в прошлом году, с некоторых пор стал поговаривать о возможном досрочном уходе на пенсию. Среди возможных преемников, выгодных центру, называются сенатор Рафгат Алтынбаев, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, бывший мэр Казани Камиль Исхаков и глава МВД Рашид Нургалиев. нынешняя политическая элита Татарстана хотела бы видеть на этом посту главу Госсовета республики Фарида Мухаметшина.
Именно г-н Мухаметшин на заседании СФ уговаривал сенаторов одобрить законопроект. «Договор не дает Татарстану никаких преимуществ по сравнению с другими регионами, -- пояснял он. -- Но нам и не надо преимуществ! Мы хотим просто решить внутренние проблемы». Внутренние проблемы, по его словам, заключаются в сложности реализации Татарстаном добываемой нефти и отсутствии в российском алфавите татарских букв. Также он напомнил, что текст документа был одобрен всеми ведомствами, включая администрацию президента, МВД, ФСБ и МИД.
Действительно, по сведениям «Времени новостей», уже после написания отрицательных заключений комитетов в верхнюю палату приезжали представители администрации президента, заинтересованные в принятии договора. Кажется, им и сенаторам в определенной степени удалось найти выход. Если бы при активной позиции «против» спикера Миронова договор все равно был бы принят, это можно было расценивать как победу «Единой России» над «Справедливой» -- получилось бы, что лидер «Справедливой России» не смог уговорить латентных сенаторов-единороссов перейти на свою сторону. Под угрозу встало бы само переназначение Сергея Миронова в Совет Федерации. Теперь интересы всех участников процесса скорее всего будут учтены -- раз законопроект отклонен без создания согласительной комиссии, Госдума более чем тремястами голосов может преодолеть вето верхней палаты. Решимость сделать это высказал вчера спикер Госдумы, глава "Единой России" Борис Грызлов. После этого документ пойдет, минуя Совет Федерации и сохранив «лицо» верхней палате, на подпись главе государства, после чего примет силу закона. А президент Путин, как известно, текст договора уже завизировал.
|