Развитие событий вокруг загадочного отравления Александра Литвиненко все больше стало походить на всеобщую паранойю. Буквально за последние несколько дней количество версий его смерти выросло как снежный ком и продолжает расти. Попробуем остановиться на основных и разобраться, какая из них хотя бы похожа на правду и кто эти версии выдвигает.
Версия 1. След внешней разведки
В английской прессе состоялось “громкое разоблачение”: к убийству Литвиненко причастны ветераны Службы внешней разведки. Называлась организация — “Честь и Достоинство”, которой руководит бывший разведчик — полковник Валентин Величко.
Из досье “МК”. 57-летний Валентин Алексеевич Величко — председатель совета общественной организации “Ветераны внешней разведки”; директор благотворительного фонда “Ветераны разведки и дипломатических служб”, генеральный директор ЗАО “Информационно-консалтинговая служба ветеранов внешней разведки “Пионер”. Работал под дипломатическим прикрытием. В 1989 г. был выслан за шпионаж из Нидерландов. Некоторое время работал в Москве, потом был переведен в Берлин (ГДР), где работал параллельно со служившим в Дрездене Путиным, в 1993 г. написал рапорт об отставке. С конца 1997-го — член Консультативного совета при директоре ФСБ Николае Ковалеве. В 2004 г. участвовал в скандальном освобождении из чеченского плена (за выкуп в 1 млн. евро) голландского врача Арьяна Эркеля.
Конкретным исполнителем пресса назвала некоего 46-летнего Игоря Власова, “эксперта по секретным операциям”. “Его рост — 180 см. У него черные с проседью волосы, он прихрамывает, владеет дзюдо, прекрасно говорит по-английски и по-португальски. В настоящее время предположительно скрывается в Италии”.
“МК” попытался связаться с Валентином Величко, но тот в настоящее время находится в отпуске за границей. Неофициально ветераны СВР говорят, что иначе как бредом эту версию назвать нельзя: “Зачем нам Литвиненко? Он давно не представлял ни для кого опасности”.
Не так давно Литвиненко написал очередную разоблачительную книгу о ФСБ, которую никто не хотел издавать даже в Англии. По нашим данным, ее электронный вариант удалось выкрасть и переправить в Россию, где степень ее вреда для страны оценивали специалисты. Ничего, кроме смеха и раздражения бредовостью написанного, она у спецов не вызвала. А Величко скорее всего “появился” только потому, что его имя хорошо известно после скандала с Эркелем.
Версия 2. Устранение неугодных режиму
Марио Скарамелла (итальянский профессор, консультант комиссии по архиву перебежчика Митрохина) 1 ноября в японском баре показывал Литвиненко электронное письмо Евгения Лимарева — якобы бывшего сотрудника ФСБ. Лимарев в письме сообщает о группе профессиональных убийц, утверждая, что именно эти люди спланировали и осуществили убийство Анны Политковской в октябре и теперь планируют устранить Литвиненко, Березовского и Скарамеллу.
Из досье “МК”. 41-летний Евгений Лимарев — руководитель интернет- портала “РусГлобус.нет”, бывший вице-президент Национального фонда устойчивого развития России (НФУРР), учрежденного в Швейцарии в конце 1998 г. Кандидат экономических наук. Работал переводчиком на Волоконовском сахарном заводе в Белгороде. В 1995—96 гг. на него заведено два уголовных дела по обвинению в мошенничестве и хищении сахарного песка. C 2000 г. живет во Франции. В 2002 г. журналист Олег Султанов, бывший зав. отделом расследований в “Новой газете”, выезжал на Запад поработать на Бориса Березовского (написать книгу “Путинская Россия”), контактировал с Гольдфарбом и Лимаревым; вернулся в Россию и в соавторстве с Александром Хинштейном изобличил скупость Лимарева в статье в “МК” (“Крот” под “Баобабом” от 4.12.2002). По утверждению Султанова, Лимарев “представляется “сыном генерала Службы внешней разведки России” и “является одним из ближайших помощников Березовского”.
Лимарев известен своими частыми опусами о тайных организациях ветеранов российских спецслужб, действующих и в России, и за рубежом. Он их насчитывает несколько десятков. Но к его изысканиям мало кто относится серьезно. Скорее всего так же к ним отнесся и Литвиненко. Он сказал в интервью после отравления, что не придает большого значения этим документам, хотя и встретил там знакомые фамилии.
Версия 3. Контрабанда полония
На днях заговорили и об отравлении Скарамеллы. Правда, выяснилось, что он получил незначительное облучение, не представляющее опасности для жизни. Почему Скарамелла поспешил в Лондон на две недели раньше назначенного Литвиненко срока? Чтобы показать ему бумаги Лимарева? Он что, не мог их переслать в электронном письме, как получил сам? Может быть, это был только повод для встречи с Литвиненко, а настоящей причиной была продажа полония, в которой участвовали оба?
На эту версию работают и следы полония в самолетах — похоже, что опасное вещество транспортировали по цепочке и продавали по схеме, очень похожей на схему наркотрафика. А если предположить, что Скарамелла был участником сделки с полонием, то вполне могло возникнуть письмо с угрозами. И связаны угрозы были не с “политической” деятельностью Литвиненко, а именно с черным рынком радиоактивных материалов. Возможно, Скарамелла имел дела с покупателями полония, и Литвиненко принес изотоп в ресторан, чтобы убедить партнера в наличии товара. Учитывая, что полковник Величко был связан и с Росвооружением, нельзя исключать, что его фамилия могла фигурировать в письме как опасная — он мог узнать о сделках.
Кстати, сыщиков Скотленд-Ярда интересует, зачем Литвиненко приходил в офис Березовского утром 1 ноября, перед тем как отправиться на встречу со Скарамеллой. Может быть, за полонием? Литвиненко сходил к Березовскому, купил газеты на Пикадилли, встретился с Луговым в отеле “Миллениум”. После этого встретился со Скарамеллой в японском ресторане “Итсу”. Потом пришел в охранную фирму — после этого Литвиненко стало плохо.
Версия 4. Неудачная инсценировка
Со всеми этими новыми разоблачениями стали даже забывать об Андрее Луговом — бывшем руководителе службы безопасности Березовского, а ныне бизнесмене, который также встречался 1 ноября с Литвиненко. Утверждалось, что полоний попал в Англию на рейсе из Москвы 25 октября. Его следы были найдены и в некой охранной компании, обеспечивающей безопасность добычи нефти и газа в Ираке, в которую Литвиненко ходил вместе с Луговым. Но Луговой там был не 25 октября, а 16-го. И это несоответствие в датах никто не может объяснить.
Луговой заявил корреспонденту “МК”, что пока больше не будет давать интервью: “В среду должны быть готовы анализы проверки на заражение полонием, тогда я и отвечу на вопросы”.
— Вам не кажется, что Литвиненко специально вас вытащил на встречу, чтобы разыграть очередную версию покушения? (Литвиненко несколько раз устраивал инсценировки с бывшими сослуживцами, которые якобы прибыли в Лондон, чтобы убить его. — Авт.)
— Такую возможность я бы не исключал. Уж больно непонятной была последняя встреча, все можно было спокойно обговорить по телефону. Но давайте поговорим о странностях в среду. Их много, и мне есть что сказать.
Кстати, министр иностранных дел Великобритании Маргарет Бекетт уже направила запрос в Москву, чтобы получить разрешение на работу британских детективов на российской территории. Сам Луговой в Англию пока не собирается.
Версия 5. Месть за шантаж
В интервью газете The Observer аспирантка отделения политологии университета Вестминстера Юлия Светличная рассказала, что Александр Литвиненко собирался заработать десятки тысяч долларов на шантаже российских бизнесменов и офицеров ФСБ. Он предложил ей войти с ним в сговор и разделить предполагаемые доходы. Литвиненко упомянул, что планирует каждый раз требовать 10 тысяч фунтов за молчание. Россиянка вышла на Литвиненко через Березовского, который якобы сказал ей: “Попробуй, но фильтруй то, что он говорит, — этот человек слишком много болтает”. Литвиненко отправил ей больше сотни писем, которые она начала удалять, даже не читая. В них содержались якобы конфиденциальные документы ФСБ и его собственные заметки для чеченской прессы. Может быть, Литвиненко не рассчитал и его шантаж закончился отравлением?
* * *
Тем временем весь мир с интересом наблюдает за этим детективом. Каждая спецслужба использует его в своих целях. Каждая запускает так называемых “негодных объектов”, чтобы увести следствие от настоящих убийц и причин гибели Литвиненко.
А может быть, сама история с Литвиненко — всего лишь часть обманной операции, которая проводится для того, чтобы отвлечь нас от чего-то более важного, происходящего параллельно?
|