Похожее ощущение неуклюжего розыгрыша я испытал несколько лет назад, когда на экране увидел своего давнего товарища Дмитрия Ухлина, выпускника сценарного факультета ВГИКа, в роли... импотента. Его он играл в почившей в бозе программе "Про это". Склонный к фронде Ухлин, у него жена тогда была на последних месяцах беременности, с нотками самодостаточности в голосе убеждал зрителей, что женщин сторонится третий год и не испытывает дискомфорта.
Звоню ему.
- Знакомый хирург, - отвечает Димка, - предложил заработать в этой программе. Я решил: почему нет?
Испытание принципа "Сценарист меняет профессию" началось с того, что Ухлина редакторы, дав прочитать сценарий и предупредив, чтобы не нес отсебятины, утвердили запасным. За несколько минут до эфира выяснилось, что у главного героя - пожилого мужчины, который вылечился от импотенции с помощью "Виагры", проблемы не то с сердцем, не то с юной женой. Производителей "чудесных" таблеток от фирмы "Пфайзер", которые наблюдали за подготовкой программы и грамотностью раскрутки своей продукции на российском рынке, такой ход событий не устроил. Так молодой "импотент" внес поправки в один из первых в своей жизни сценариев, заработав 150 долларов.
А КАК У "НИХ"?
Когда разразился скандал (Ухлина не только во ВГИКе знают), продюсер Леонид Парфенов и ведущая Елена Ханга, естественно, оказались белыми и пушистыми, они "не знали о подставе", потому полетели стрелочники - уволили редакторов. Этот "блистательный" прием - когда создатели ток-шоу не ведают о подставных героях, а во всем виноваты они сами или "обслуживающий персонал" - уже несколько лет продлевает жизнь многим реалити-шоу. Не только в России - в мире, в первую очередь в США, где реалити-шоу почти сразу после их выхода на экраны в 80-е годы американцы обозвали трэш-ТВ или "мусорное телевидение". Так не очень почтительно потому, что реалити сразу начали полоскать грязное белье в эфире. Это было торжество победившей политкорректности - говорить о том, что раньше считалось неэтичным и просто нездоровым. Так в США появились жаждущие вывернуть нутро перед телекамерами. Они не стесняясь признавались, что возбуждаются от вида рвоты, мечтают об инцесте, работают проституткой, изменяют мужу или сменили пол (все - реальные сюжеты из "Шоу Фила Донахью", родоначальника трэш-ТВ). За такие признания уже не могли уволить с работы. Политкорректная общественность вставала на защиту обиженного, и решение суда или немалая компенсация морального ущерба поправляли его дела и репутацию. Так у трэш-шоу появилась мотивация для участников - тебя покажут по телевизору. И мотивация для ТВ: "Каждый получит свои 15 минут славы, а мы - деньги".
Под этим лозунгом королем трэш-ТВ Америки стал Джерри Спрингер. Он сделал нормой эфира драки в студии, прославившие и его, и жанр трэша. В России этот прием бесславно скопировал Дмитрий Нагиев в "Окнах". Чуть раньше, где-то в 90-е, американцы разуверились в правдоподобности героев реалити-шоу и начали их разоблачать. Когда выяснилось, что участники шоу играют прописанную сценарием роль, шоу постепенно начали прогорать. И телекомпании внедрили "цензуру" - требовали от героев сюжетов расписку, что рассказанная ими история - правда. Если обнаруживался подлог, лжец обязан был оплатить себестоимость производства программы - от 80 тысяч долларов. Деньги за съемки тоже перестали платить - желающих получить 15 минут славы было хоть отбавляй. Сегодня в США героям оплачивают лишь проезд, гостиницу, выдают суточные и из отеля в студию возят на авто. И парадокс - ток-шоу стали умирать. Точнее, в Америке они заняли нишу кабельного телевидения и совсем немного дневной или утренний эфир.
КАК У НАС
В России тоже, по данным исследований COMKON, реалити-шоу порядком надоели зрителю, но процветают. Тот же процесс набрал силу в Европе. По данным компании ACNielsen, 84% жителей Европы согласны, что на ТВ очевидно засилье реалити-шоу. В США и Канаде этот показатель составляет 83%, в странах Азии - 68%. Но самыми раздражительными по отношению к реалити оказались греки (96%) и россияне (94%).
Эту тенденцию вовремя уловили российские промоутеры телеканалов, и ни один телеканал за исключением ТНТ не запускает новые подобные проекты. Но не прогорают идущие реалити-шоу. И это несмотря на то, что "Дом-2" оказался перенаселен разоблаченными мошенниками, уголовниками, несостоявшимися актрисами, порнозвездами и просто неудачниками. Подставы и их разоблачения случались в "Окнах", "Большой стирке", а они, меняя название и частично направленность, продолжают засорять эфир. Более того, "Дом-2" занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное в России и Европе ток-шоу.
Почему они живут и сохраняют рейтинги, несмотря на очевидные проколы и растущее раздражение? Первое объяснение на поверхности. Когда российское телевидение стало коммерческим и ориентированным на рейтинги, продюсеры, скопировав популярные трэшевые ток-шоу - "Про это", "Я сама", "Моя семья", "Окна", "Большая стирка", "Дом-2", учли изгибы отечественного менталитета. В частности, то обстоятельство, что политкорректность в России не является нормой морали. Потому никто в здравом уме не согласится стать героем передачи, где надо рассказывать о своей подноготной. "А что окружающие скажут?" - это главный аргумент в пользу того, что в трэш-шоу снимают малоизвестных актеров, играющих чудаков с семейными проблемами и отклонениями.
Так, например, сегодня в Российском молодежном театре, едва ли не самом бедном в стране, где зарплата начинающего актера составляет чуть больше четырех тысяч рублей, существует негласная очередь в самые разные ток-шоу. Начиналось все с ток-шоу "Моя семья" шоумена и депутата Валерия Комиссарова, где актеры - это и человек в маске, и зритель из зала, задающий "каверзный" вопрос, и "эксперт". (Кстати, даже имидж Комиссаров украл: у американца Джеральдо Ривера, который в шоу "Джеральдо" носил пиджаки в клеточку, галстуки в полоску, усы и взгляд на события с позиции "нормального простого мужика").
Как утверждают сами актеры, процентов на 70 отдельные выпуски "Моей семьи" делались с участием выпускников бывшего ГИТИСа, Щепкинского театрального училища или ВГИКа. После серии разоблачений в "Моей семье" и "Большой стирке" этот процент заметно упал: сегодня до половины разных трэш-шоу актеры играют в качестве подсадных уток, а вторую половину играют как приглашенные актеры - друзья ведущего (этот прием полюбили Дмитрий Нагиев и Лолита Милявская). Причем актеров, за выпуск зарабатывающих от 200 долларов, все устраивает, поэтому большинство из них отказываются рубить сук, на котором сидят.
Поэтому то, что в кадре работают актеры, старательно скрывается. Впрочем, исход всегда один - со скандалом, как в "Про это". Выходит, либо малоизвестных актеров не хватает, либо организаторы не следят за их ротацией, но если присмотреться, то одни и те же актеры изображают и миллионеров в поисках девственницы у Малахова, и безработную шантрапу в поисках богатой спонсорши у Нагиева, и разведенных "незакомплексованных" женщин у Милявской. В итоге, например, шоу "Окна" и "Большая стирка" закрылись. Но каков следующий ход? Малахова и Нагиева реабилитировали после скандалов с "подставами", доверив им якобы новые ток-шоу - "Пусть говорят" и "Большие гонки". Но как просчитана финансовая составляющая шоу: в качестве героев приглашаются уже известные артисты, спортсмены и деятели шоубизнеса, которым не надо платить, как малоизвестным. Они готовы приплачивать за паблисити или раскрутку. А деньги - к деньгам, то бишь к телекомпаниям.
Правда, такую "стратегию" - масштабные трэшевые ток-шоу с реальными героями могут себе позволить лишь финансовые монстры, каковыми являются Первый канал или "Россия". Лишь им по силам "Пусть говорят" и "Без комплексов", в которых показывают реальных то 11-летнюю маму, то женщину, зачавшую ребенка от собственного сына, то деревенского многоженца, то учительницу-стриптизершу.
Однако телевизионщики извлекают уроки из прошлого. Они отказываются платить гонорары рядовым героям программ, ограничивая их аппетиты по американскому образцу оплатой проезда, гостиницы и суточных. Исключение составляют скандальные выпуски, типа 11-летней мамы. Чтобы делать такую передачу с настоящими участниками, нужен немалый штат редакторов, способных уговорить персонажей стать героями и приехать на передачу. Для них, помимо оплаты гостиницы и командировочных, предусмотрен гонорар от 300 до 1000 долларов.
Остальные каналы вынуждены довольствоваться покупными неизвестными актерами, готовыми на шабашку за копейки.
ТВ-ПРОГРАММА НА ЗАВТРА
Как бы ни раздражал обывателя формат реалити-шоу и его бедного родственника трэша, за ними, как утверждают эксперты телерынка, будущее. Их прогноз неумолим: реалити-шоу станет главным телевизионным форматом ХХI века, а вот трэш, махровым цветом расцветающий на отечественном телевидении, пока провисает. Его будущее зависит от культуры общества. Если она отвернется от смакования насилия и алчности на ТВ, то и трэш, как это случилось в США, уйдет в "оппозицию" - на платное кабельное ТВ. Если все останется как есть, то очередь за мусором и даже конкурс на то, чтобы засветиться на телеэкране какого-нибудь ТНТ, DTV или все равно где, сохранится и умножится.
Сегодня даже есть выражение "попасть в телеобойму". Знатоки утверждают, что проще это сделать через тестирование на трэш. Так начинающая журналистка, чтобы выдержать конкурс на редакторское место в умершем ток-шоу "Двое" на НТВ, получила задание - найти проститутку, которая прибыль от своего ремесла вкладывает в элитное образование младшей сестры. Конкурсантка нашла... подругу, единственного ребенка из обеспеченной семьи, которая решила развлечь себя и близких. Предварительно героиня встретилась со своей "сестрой", чтобы состыковать детали "родства". Легенда "проститутки" Марины Л. (фамилия - в редакции "РК") имела успех. Программу завалили предложениями трудоустроить "Марину" в хорошее место, репетиторы предлагали свои услуги младшей сестре по умеренным ценам. Но проблема в том, что "Марину", у которой нет сестры, узнали сокурсники по МГУ.
Финал опять случился, как в плохой пьесе, написанной для великих актеров, - режиссер Василий Пичул и ведущий Евгений Сидихин, как и создатели "Про это" и "Большой стирки", конечно же, ничего не знали о "подставах". Девушек разоблачили, а профи, как конвертируемая совесть эпохи, продолжают работать с тем исходным материалом, который есть. Благо он сам выстраивается в очередь.
МНЕНИЕ
Крючок чужой удачи
Яна Поплавская, телеведущая
Недавно посмотрела спектакль Андрея Максимова "Кабаре "За стеклом". Его сюжет - судьбы людей, не по своей воле ставших участниками реалити-шоу. Режиссер спектакля пригласил на основные роли тех, кто, когда-то раз мелькнув на экранах в шоу, потом провалился в небытие. Эти люди настолько убедительно играли нездоровое любопытство, алчность и испорченную репутацию, которые все вместе преследуют их в реальной жизни, что я даже прослезилась. Они своими судьбами в этом спектакле показали - многие реалити-шоу, если не все, опустошают людей, забирают из них все, что накоплено предыдущим жизненным опытом, и выбрасывают за экран, как выжатый лимон.
Эти люди лишь с годами понимают: на их репутации, а иногда загубленных способностях делаются неплохие деньги и держатся относительно высокие рейтинги телевизионных каналов. Оно того стоит? Мне кажется, тут проблема социальная: многим начинающим жизнь людям из не очень состоятельных слоев общества не то что некуда себя деть - нет другой возможности заявить о себе, кроме как через реалити-шоу. Вот они и ловятся на крючок чужой финансовой удачи. Выход я вижу все же в расширении возможностей для самовыражения каждого члена общества. Тогда шансы всех этих сомнительных реалити-шоу резко сузятся.
|