Бывший глава банковской группы СБС-АГРО Александр Смоленский вчера впервые за долгое время вышел "на сцену" и озвучил свои планы по созданию ОАО "Национальная судоходная компания". Основным ее учредителем выступает руководимый самим Смоленским союз "Финансово-промышленная федерация", который объединяет банки системы О. В. К. (Общество взаимного кредита) и ряд других, в которые после кризиса 1998 года плавно перетекли активы и бизнес СБС-АГРО. Другим учредителем стала Дальневосточная государственная морская академия.
На вопрос "зачем" Александр Смоленский ответил так: "Уже 13 лет работаю в банковском секторе, и каждый год нас призывают вкладывать в реальный сектор. А в стране просто нет инвестиционных проектов. Есть ГКО, "вэбовки", что-то новое Центробанк придумывает, а реальных инструментов для вложения капитала все еще не существует. Так что моя выгода здесь очень простая: создать своей клиентской базе безопасные вложения".
Непонятными, правда, остались амбиции Смоленского. Почему судоходная компания будет национальной? Ведь в России 10 морских пароходств (на каждом из морей), около 250 морских транспортных судов и более 3000 рыболовецких. Неужели Союз ФПФ намерен со временем поглотить и переварить все это хозяйство? Пока нет. По мнению члена совета директоров союза Рафаила Метрикина, "для начала надо будет собрать несколько десятков кораблей под российским флагом, взяв их в аренду, например, в Испании за 500-800 тыс. долл. в год каждый. А получив прибыль, займемся и судостроением". Сейчас в России около 20 верфей. При этом, по словам Смоленского, в этом году выпущено лишь 8 новых судов.
"Идея, наверное, хорошая, - пояснил "Сегодня" чиновник Минтранса, - но она упирается в собственный грузовой транспорт. Из олигархов пока только Алекперову что-то здесь удалось: ЛУКОЙЛ построил уже 8 собственных танкеров. Если не будет развиваться промышленность, государству это не нужно: лишь 4% внешнеторговых морских перевозок осуществляется сегодня российскими судами".
"То, что планирует делать Смоленский - бербоут-чартер (лизинг иностранных судов под российский флаг с последующим правом выкупа) - вариант для российских рыбных ресурсов невыгодный", - заявил "Сегодня" источник в Госкомрыболовстве. - Судов становится больше, а рыбы меньше. Хотя желание перерабатывать рыбу можно только приветствовать".
Объем рыбной отрасли России составляет около 4 млрд долл. в год, а что касается морских грузоперевозок, то лишь от фрахтования иностранных судов для собственных внешнеторговых нужд государство ежегодно теряет 2 млрд долл. Для банковского бизнеса это, безусловно, привлекательный, но очень сложный объект вложений. Требуется и дистанцироваться от криминала, и лоббировать государственную политику в этих сферах. К концу следующего года будет видно, во что воплотятся нынешние заявления Смоленского.
|