Нельзя исключать, что интрига вокруг Новокузнецкого алюминиевого завода будет использована для раскручивания крупномасштабного политического скандала, который может привести к пересмотру политики США по отношению к России.
Почти неделя прошла с того дня, как три торговые компании подали в нью-йоркский суд иск на "Русский алюминий" о возмещении ущерба на сумму почти $3 миллиарда. За это время "Русский алюминий" так и не получил об этом официального уведомления. Однако газеты раскручивают скандал, приводя прямые цитаты из иска, к тексту которого "Русский алюминий" никак не доберется. Обстоятельства дела позволяют заподозрить, что против России разворачивается очередная интрига на самом высоком уровне.
На первый взгляд все выглядит банально. Компании Base Metal Trading S.A., Base Metal Trading Ltd и Alucoal Holdings Ltd торговали алюминием Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗ). Потом на заводе началась процедура банкротства, и контракты с ними были разорваны. Компании считают, что понесли ущерб на сумму $900 миллионов, и пытаются возместить его в трехкратном размере. А подстроил все это, по мнению истцов, "Русский алюминий". Ранее эти компании пытались арестовать партии произведенного НкАЗом металла, но проиграли два иска в американских судах, один в Голландии и один в Эстонии. А теперь вот в Нью-Йорке судятся.
Разумеется, не так все просто. До банкротства НкАЗом управляла компания МИКОМ, возглавляемая Михаилом Живило. В марте этого года по иску энергетиков Кемеровский арбитражный суд ввел на НкАЗе внешнее управление (судебные разбирательства о том, сколько завод задолжал энергетикам, продолжаются до сих пор). А в середине октября Михаил Живило был объявлен российским бюро Интерпола в международный розыск по обвинению в подготовке покушения на кемеровского губернатора Амана Тулеева.
Нет сомнения в том, что торговые компании, подавшие иск на "Русский алюминий", так или иначе связаны с Михаилом Живило. Практика продажи продукции через "родственные" компании была в России общепринятой, при этом завод всегда ходил в должниках у торговцев. К тому же московское представительство Base Metal Trading находилось в одном здании с офисом МИКОМа (более того, в пятницу в Англии состоялось судебное заседание по иску одного из бывших совладельцев Base Metal Trading Руслана Шамурина, утверждающего, что Живило незаконно отобрал у него имущество компании).
Поэтому многие наблюдатели истолковали сенсационный иск на $3 миллиарда именно как защитный ход Живило. Ведь иск подан в рамках американского закона о рэкете и коррупции. И теперь Михаил Живило может попасть под действие американской программы защиты свидетелей - и даже, не исключено, увернуться от Интерпола.
Впрочем, размах событий позволяет предположить, что в деле замешаны гораздо более крупные интересы, нежели забота о судьбе Михаила Живило. Ведь интересы упомянутых торговых компаний отстаивает Роберт Адамс - бывший прокурор штата Нью-Йорк. Едва ли, взявшись за это скандальное дело, он оказался настолько наивен, что не подозревал о связи Живило с фирмами-истцами. Так что нельзя исключать, что он получил какие-то гарантии того, что его репутация останется незапятнанной.
Надо еще учесть, что "Русский алюминий", контролируя производство примерно 70% алюминия в России, занимает второе место в мире после американской ALCOA. Разумеется, по масштабам эти компании сравнивать пока трудно. Годовой оборот "Русского алюминия" оценивается в $4 миллиарда, тогда как у ALCOA - около $20 миллиардов. Однако "Русский алюминий" успешно развивает сотрудничество с французской компанией Pechiney, которая давно мечтает подвинуть американцев с первого места (в частности, она участвовала в несостоявшемся проекте объединения с канадской и швейцарской компаниями). Разумеется, никто не рискнет напрямую увязать интриги вокруг "Русского алюминия" с интересами ALCOA, однако после недавнего назначения главы ALCOA Пола О'Нила министром финансов в администрации Джорджа Буша-младшего нельзя утверждать, что американцы пренебрегают интересами своих алюминщиков.
|