Естественно, американские СМИ отреагировали на подобную наглость, на все лады повторяя вольтеровское . . . "ecrasez l'infame!" ('Раздавите гадину!') А почтенная лондонская Times 19 июля, после саммита 'восьмерки', с характерной для нее вежливостью объяснила Путину, что нам на Западе не нравятся его шуточки относительно скандалов с лордом Леви (главным сборщиком пожертвований для премьер-министра Тони Блэра, заслужившим прозвище Лорд Банкомат) или демократии в Ираке. 'Немного больше вежливости, немного меньше напыщенности', пожалуйста, попеняла ему Times.
Отлично сказано! Не хватало еще выслушивать его сентенции о коррупции, преступности и насилии в наших собственных странах! Дай ему волю, он, глядишь, еще обнаружит в каком-нибудь темном уголке наших просвещенных земель расизм, и начнет цитировать американцам афоризм Сэмюэля Джонсона [Samuel Johnson - знаменитый английский писатель, критик и лингвист 18 века - прим. перев.]: 'Как получается, что громче всех о свободе вопят рабовладельцы?'
Авторы передовицы Times справедливо указали, что подобные реплики в устах Путина - хозяина саммита - были проявлением крайней невоспитанности. Еще бы! Каждому цивилизованному человеку известно, что образец воспитания - это когда хозяин говорит гостю гадости во время званого ужина, устроенного в его же честь: ведь именно так поступил председатель Европарламента Хосеп Боррель (Josep Borrell) на недавнем саммите Россия-ЕС в финском городе Лахти.
По данным итальянской газеты La Stampa, Боррель, представляя гостя, саркастически заметил: 'мы должны поблагодарить Путина за отключение газа Украине в январе - именно из-за этого мы и собрались здесь для обсуждения энергетических проблем'. Затем он произнес трогательную речь о том, как его заботят права человека, положение неправительственных организаций и свобода печати (только в России, разумеется). 'Мы закупаем нефть у самых худших стран, - добавил он печально, - но не требуем, чтобы они разделяли наши ценности'.
Какая изысканная обходительность! Какой такт! И какое совпадение: его высказывания на мероприятии, закрытом для прессы, просочились в нее как раз вовремя, чтобы появиться в утренних выпусках газет.
Путин, однако, так и не понял, что ему следует сидеть смирно, потупив глаза от стыда. Для начала он иезуитски заявил, что его тоже заботит вопрос о преступности, добавив, что Россия - не единственная страна, у которой возникают такие проблемы. Как насчет уголовных дел, заведенных недавно против мэров нескольких испанских городов, осведомился он; и, кстати, 'Родина мафии - отнюдь не Россия'.
Тишина воцарилась такая, что если бы кто-то уронил вилку на тонкую льняную скатерть, это прозвучало бы как удар грома. Лидеры 25 стран Евросоюза, собравшиеся, чтобы сообща навалиться на российского президента, не могли поверить своим ушам. Путин снова нарушил один из основополагающих принципов отношений Запада с Россией, осмеливаясь ставить знак равенства между своими и нашими проблемами.
Каждому должно быть очевидно, насколько опасны подобные действия. Если не дай бог утвердится мнение, что российские проблемы в какой-то мере аналогичны нашим, ей уже нельзя будет закрывать доступ к западным институтам по причине 'культурной несовместимости'. И что тогда останется от пугающего образа России?
Всем известно, что в военном отношении Россия несопоставима с бывшим СССР. Какая от нее исходит угроза, если даже в ответ на захват грузинскими властями четырех российских офицеров парламент постановил ускорить вывод оставшихся войск из Грузии? И грузинский министр обороны Ираклий Окруашвили сегодня частенько ее подзадоривает: неслабо напасть на мою страну?
В экономическом плане дела у России идут лучше, однако по объему инвестиций за рубежом они и сегодня сравнима с Малайзией. Будучи добывающей страной, Россия поставляет Европе четверть потребляемого газа, но этот объем составляет две трети российского газового экспорта, так что на самом деле она куда больше зависит от своих европейских клиентов, чем те - от нее.
Путинские ответные 'шпильки' представляют непосредственную опасность для Запада, потому что они подрывают саму идею о резких различиях между российской и нашей идентичностью, российскими и нашими ценностями, необходимую для поддержания Великого Западного Единения.
Если эти различия исчезнут, как, скажите на милость, мы будем нагнетать страх перед Россией? Если ее внутриполитические дискуссии будут уподобляться нашим собственным, или западная пресса вдруг начнет писать обо всех областях культуры, экономики и политики, где между Россией и Западом уже наблюдается сходство, как мы сохраним столь необходимый образ 'по определению чуждой' России?
Сможем ли мы тогда четко объяснить, почему уровень коррупции, нетерпимости и насилия на Западе следует считать абсолютно приемлемым, а в России - напротив, абсолютно неприемлемым? Вдруг, отразившись в российском 'зеркале', наша собственная внутренняя и внешняя политика будет выглядеть, мягко говоря, не совсем идеальной?
Так мы покатимся по наклонной плоскости. В конечном итоге подобный образ мысли может породить сомнения в том, что 'западные ценности' действительно идеально подходят для всех и всегда. Не забудем, в наших рядах хватает малодушных - они чего доброго сочтут возможным межкультурный диалог о смысле и политической полезности таких понятий как 'демократия' и 'права человека'.
Столь опасный путь может привести нас к многосторонним инициативам, основанным на более расширительном в культурном плане толковании понятия демократии - и это вместо проверенной и единственно верной стратегии 'смены режимов' и 'пропаганды демократических ценностей', которую неуклонно воплощает в жизнь администрация США во главе с президентом Джорджем У. Бушем. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!
Именно поэтому так важно давить в зародыше все проявления путинского высокомерия, именно поэтому я аплодирую западным СМИ за неусыпную бдительность. Ведь альтернатива настолько ужасна, что одна мысль о ней вызывает дрожь.
При президенте Джордже Буше-старшем Николай Н. Петро занимал в Госдепартаменте США должность специального помощника по вопросам отношений с СССР. В настоящее время он преподает историю международных отношений в Род-Айлендском университете.
Speaking Freely (откровенный разговор) - онлайновый ресурс Asia Times, позволяющий посторонним авторам высказать свою точку зрения.
|