Пытаясь добиться для «Газпрома» возможности выхода на розничный европейский рынок, Владимир Путин умудрился за короткий срок резко и неуклюже обострить отношения сразу с США, Францией и Германией. Первые две страны он фактически отлучил (пока на словах) от перспективнейшего Штокмановского месторождения, а третью поставил в неловкое положение, предложив сепаратную сделку, очень выгодную для немцев, но весьма неприятную для их европейских партнеров. Неудивительно, что, стоя перед альтернативой — поругаться с Россией или с Евросоюзом, — Ангела Меркель выбрала второй вариант. И вот, выкидывая подобные финты, мы еще хотим, чтобы нас воспринимали как равного и надежного партнера? Допустим, у вас есть три компаньона. Вы публично кидаете двоих и тут же идете к третьему, предлагаете поделить прибыль и клятвенно уверяете, что его-то вы не кинете никогда. Сложно ожидать, что в этой ситуации вам поверят. Тем не менее еще до переговоров вы делаете компаньону дорогой подарок, вероятно, ожидая, что с его стороны возникнут неформальные ответные обязательства. Речь, естественно, идет о спонсорском соглашении «Газпрома» с немецким футбольным клубом «Шальке-04». За размещение своего логотипа на футболках и прочие рекламные возможности газовый концерн, напомним, заплатит от 100 до 125 миллионов евро в течение пяти лет — то есть более 20 миллионов евро в год. Это в разы больше, чем получает от спонсоров средненький, уровня «Шальке-04», клуб, и сопоставимо с тем, что платят мегаграндам футбола. Констатируем, что как минимум в тактическом плане эти деньги потрачены впустую — Германия сепаратное соглашение отвергла. Можно ли было потратить их с большей пользой, причем внутри страны? Разумеется. Оставим пока в стороне тему спорта — «Газпром» действительно вкладывает в его развитие большие силы и средства, что делает его руководству честь. Но компания позиционирует себя как социально ответственную. Что вкладывается в это понятие? На официальном сайте читаем: «Из года в год «Газпром» наращивает свое участие в проектах, направленных на повышение социальной поддержки населения, создавая новые рабочие места, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах РФ. Особое внимание по-прежнему уделяется поддержке детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских домов». Дела, безусловно, благие. Обратим внимание на последний тезис. Газпромовцы не расшифровывают, как именно они заботятся о детях-инвалидах, сиротах и воспитанниках детских домов. У нас есть конкретные предложения в рамках бюджета спонсорской помощи немецкому футбольному клубу. В России 120 тысяч детей, которым требуются срочные операции, без которых они, скорее всего, умрут. Для того чтобы провести их разом, нужно 1,2 миллиарда долларов. Это очень много. Но 120 миллионов евро для «Шальке-04» — более 10% суммы, то есть 12 тысяч спасенных детских жизней. Полагаю, что на Европу, где гуманитарные ценности сильны как нигде в мире, эта цифра произвела бы куда большее впечатление, чем попытка угнаться за Абрамовичем. Для того чтобы обеспечивать в течение года все детские дома России одноразовыми подгузниками, нужно 600 миллионов рублей. Это практически равно годовой сумме отчислений в пользу «Шальке-04». Не знаю, как сухие попы выглядят с точки зрения пиара, но с точки зрения гуманизма и социальной ответственности это была бы безукоризненная программа. Наконец, когда «Газпром» покупал «Сибнефть», одним из неформальных дополнительных условий сделки было вложение миллиарда долларов в газификацию села. Десятая часть этой суммы будет бегать по немецким футбольным полям. «Газпром» в год газифицирует около 300 населенных пунктов. Их могло стать на 30 больше. Список можно длить и длить. Денег в стране много, факт. Но в конкретных, как правило, самых важных местах их почему-то катастрофически не хватает. Если у «Газпрома» настолько большие внешнеполитические амбиции, он мог бы и расширить свои внутренние социальные обязательства. Или зачем тогда называть себя «национальным достоянием»? Да, и при этом не стоит забывать, что «Газпром» — государственная компания того самого государства, в котором из-за нехватки денег тысячами умирают дети. Алексей ПОЛУХИН Под текст Редакция «Новой» отправила в ОАО «Газпром» официальный запрос, в котором просила уточнить, по какой расходной статье бюджета проходит спонсорская помощь «Шальке-04» и было ли это решение согласовано с акционерами компании. Нам весьма оперативно ответили, что финансирование начнется с 1 января 2007 года, и требуемые миллионы будут обязательно внесены в инвестиционную программу ОАО «Газпром» на следующий год. Поскольку основным акционером «Газпрома» является государство, а на подписании спонсорского соглашения лично присутствовал президент России Владимир Путин, вопрос одобрения сделки отпадает сам собой. Наконец, выделение средств никак не повлияет на прочие инвестиционные проекты и дивидендную политику компании, поскольку в масштабах «Газпрома» 20 миллионов евро в год — не такая уж значительная сумма. Комментарии экспертов Чаще бывает так: чем громче событие, тем меньше людей хотят его комментировать. Как раз наш случай. И все же нам удалось получить более подробные комментарии у одного из ведущих экспертов в области спортивного бизнеса, но только на условиях анонимности. – Это чисто политический ход. Дело в том, что «Шальке-04» — любимый клуб Герхарда Шредера. А как известно, у нашего главного (Владимира Путина. — О.Б.) с бывшим канцлером достаточно хорошие отношения. Это — скрытый смысл сделки. А так это, скорее всего, вывод «Газпрома» на международную арену. Это один из первых случаев, когда крупная российская компания именно спонсирует зарубежный клуб, а не покупает его. При этом клуб не звездный, а, скажем, второго уровня. — Но ведь «Газпром» — не та компания, которой нужна реклама в России и в Европе. — Здесь я с вами не совсем согласен. Потому что крупные компании всегда ищут возможность укрепить свой статус на международной арене. Такой ход «Газпрома» можно сравнить, например, с немецкой компанией «Рургаз», которая спонсирует биатлон (кстати, «Рургаз» является миноритарным акционером «Газпрома», а председатель правления компании Буркхард Бергман входит в состав совета директоров «Газпрома». — О.Б.). Спонсорство — это знак подтверждения статуса. — А не слишком ли большая сумма контракта? — Так решило руководство «Газпрома». А потом выплаты будут производиться в течение нескольких лет. Получается, что каждый год «Шальке» будет получать чуть больше 20 миллионов евро. При среднем бюджете европейских клубов в 50—60 миллионов евро. — Но у того же ЦСКА контракт с Внешторгбанком только на 7 миллионов. Это при том, что армейский клуб является одним из лидеров российского чемпионата. — Несмотря на то что «Шальке-04» выступает в своем чемпионате хуже, чем ЦСКА, вкладывать деньги в немецкий клуб намного выгоднее. Потому что наши клубы не зарабатывают практически ни на чем. В Германии же даже середняки приносят прибыль. К тому же те средства, которые «Шальке» получит от «Газпрома», позволят приобрести звездных игроков. Достаточно сказать о «Челси». Абрамович увеличил финансовые вливания, и команда стала одним из лидеров английского футбола. У «Шальке» такая же ситуация. Не хватает одного-двух шагов, которые бы вывели клуб на высокий уровень. Деньги «Газпрома» помогут «Шальке» подняться, что, естественно, отразится на репутации российской компании не только в Германии, но и в мире. — А как можете прокомментировать тот факт, что при подписании контракта присутствовал сам президент России Владимир Путин? — В свое время английский «Ливерпуль» могла купить компания, близкая к премьер-министру Таиланда. Поэтому говорить, что такое происходит впервые, не совсем правильно. — Можно ли сказать, что этот контракт был подписан, чтобы спокойно переводить деньги в Европу? — (После паузы.) Я не могу это комментировать. Ольга БУЛАХ Алексей ПЕТРОВ (руководитель пресс-службы ФК «Зенит»):
— Я не имею права комментировать контракт, подписанный «Газпромом» с «Шальке-04». Я только могу говорить о делах «Зенита», который подписал с немецким клубом свое соглашение. В рамках этого соглашения будут выполняться определенные обязательства обоими клубами. В частности, обмен тренерами, организация сборов, координация усилий селекционных служб… — То есть возможен обмен игроками между клубами? — Нет, конечно. Они же на контракте. Вот воспитанниками спортшкол, да. — И все-таки нельзя говорить о том, что подписание контракта между «Газпромом» и «Шальке» никак не отразилось на «Зените». Ведь партнерский договор между клубами был подписан после подписания «главного» контракта, а не до него. — Да, он был подписан в рамках основного контракта. — А почему был выбран именно «Шальке»? — (После паузы.) У клубов схожие структуры. Мы обменивались опытом по строительству спортивной базы. Установились дружеские отношения между руководством клубов. — Вы сказали, что у «Шальке» и «Зенита» схожие структуры. В чем это проявляется? — (После длительной паузы.) В том, что оба клуба претендуют на завоевание определенных позиций во внутренних чемпионатах и на международной арене. А также стремятся развивать свою инфраструктуру и усиливать основные составы. Всеволод КАРЛОВ, исполнительный продюсер телепроекта «Футбольная академия»:
— «Газпром» — компания, которая в рекламе не нуждается, ее и так все в мире знают, все-таки он входит в пятерку крупнейших нефтегазовых мировых компаний. Поэтому, на мой взгляд, самой компании это не принесет никаких дивидендов, у них и так все в порядке с имиджем. В целом такое решение выглядит весьма странным. С другой стороны, вкладывают же они деньги в «Зенит», почему бы не вложить их и в «Шальке-04»? Денис ДАВЫДОВ
|