До 2002 года у коммунистов Приморья был бесспорный харизматичный лидер – Светлана Горячева. Из бывшей сотрудницы прокуратуры, казалось, можно было делать гвозди – так она гвоздила «антинародный режим», так болела за интересы «простого народа», так не признавала не то что других цветов, а даже других оттенков красного цвета.
Но когда руководство КПРФ в лице Зюганова и Купцова, опасаясь растущего влияния выдвинутого им же в исполнительные директоры Народно-патриотического союза России Геннадия Семигина, объявило его «кремлевским кротом» и развернуло соответствующую кампанию, почему-то вместе с другими видными коммунистами Светлана Горячева приняла сторону последнего. Перебежчиков упрекали в том, что они польстились на деньги, которыми нынешний глава партии «Патриоты России» тогда щедро финансировал региональные структуры КПРФ, а значит – прежде всего их лидеров и аппарат.
Но в случае с Горячевой дело было, конечно, не в деньгах – у «приморской валькирии», что называется, накипело на сердце. Утверждают, что последней каплей, переполнившей чашу ее терпения, стало голосование думской фракции КПРФ за ратификацию пограничного соглашения с Украиной. После чего бывшая братская республика, на 70% состоящая из полученных от России земель, включая Крым, получила полное право свободно вступать хоть в ЕС, хоть в НАТО, хоть куда угодно еще.
Разумеется, бунтовщицу моментально исключили из сплоченных партийных рядов – вместе с Еленой Драпеко, Николаем Губенко и другими яркими фигурами, давно уже вызывавшими раздражение у профессиональных аппаратчиков, нашедших себе комфортное прибежище в зданиях на Охотном ряду (Госдума) и Цветном бульваре (ЦК КПРФ).
После этого лидерство в Приморской краевой организации КПРФ «по наследству» досталась другому депутату-коммунисту, Владимиру Гришукову, который, в отличие от Светланы Горячевой, никогда не шел поперек воли начальства и постоянно «колебался вместе с линией партии». Не забывая, впрочем, и о себе.
Бывший партсекретарь порта «Восточный» в городе Находка, Владимир Витальевич, по сведениям ряда СМИ, в начале 90-х годов активно поучаствовал в приватизации родного предприятия, получив достаточно весомый пакет его акций («Ежедневные Новости», Владивосток, 27.06.2002), который якобы до сих пор находится в его собственности. Правда, в депутатской имущественной декларации этот гипотетический факт никакого подтверждения не нашел, но и соответствующих опровержений со стороны депутата не поступало. Так что вопрос о том, является ли бывший первый секретарь Приморского крайкома компартии «подпольным миллионером» наподобие незабвенного Корейко из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, пока можно считать открытым. Или, наоборот, закрытым – кому как нравится. Да и не слишком это интересно в свете новейших увлечений Владимира Витальевича. Быть просто «красным» ему мало – он решил стать одновременно и «зеленым», активно поднимая самые жгучие экологические проблемы страны и края. Видимо, опыт июньского голосования 2001 года, когда Гришуков высказался за ввоз отработанного ядерного топлива (облученных тепловыделяющих сборок) в Россию, не прошел даром. Может, радиоактивный пепел застучал в его сердце.
Интересно только, что этот партийный пыл почему-то послал Владимира Витальевича в какую-то слишком конкретную сторону: громить проект нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), строительство которого уже начала компания «Транснефть». Нет, не опасная близость «трубы» от Байкала тревожила «красно-зеленого» депутата – напротив, он даже ставил себе в заслугу перенос ее маршрута с южного на северный берег «славного моря». Исключительным предметом его забот стала конечная точка строительства. Всё, что вело «трубу» в Восточный порт города Находки. Кстати, в 2002-2003 годах Владимир Гришуков – правда, без всякого экологического флер-д`оранжа – активно поддерживал тот же конечный маршрут «трубы», но в исполнении не «Транснефти», а ЮКОСа и «Северстали». Бывший глава ЮКОСа и некогда самый богатый олигарх России Михаил Ходорковский сегодня шьет рукавицы в Краснокаменской колонии Читинской области, зато его коллеги Сергей Муравленко и Алексей Кондауров – товарищи Владимира Гришукова по фракции КПРФ в Госдуме.
Если вспомнить о якобы длящейся причастности Владимира Витальевича к списку акционеров данного порта, то налицо, как сказали бы в развитых странах Запада, классический «конфликт интересов».
Давайте, не заглядывая в чужие карманы, всё-таки прикинем возможные масштабы этой самой выгоды: согласно проекту ВСТО, через него будет прокачиваться до 80 млн. тонн нефти ежегодно. Соответственно – даже с учетом ответвления на китайский Дацин – на побережье Тихого океана будет подаваться примерно 50 млн. тонн нефти. Перевалка тонны нефти в порту сегодня стоит примерно 2-2,5 доллара. В итоге получается (по минимуму) 100 миллионов долларов доходов ежегодно, это около 20 миллионов чистой прибыли. Дополнительные дивиденды – даже для акционера, контролирующего всего лишь 1% акций, – могут составить порядка 200 тысяч долларов. Это каждый год.
А если там же, в районе Находки, «продавить» и нефтепереработку – это же просто сумасшедшие деньги получаются, не правда ли? Конечно, будут и новые рабочие места, и рост краевой экономики, и много еще хороших и разных последствий.
Беда только в том, что после переноса трубы ВСТО на 40 км севернее от Байкала «Транснефть» подготовила совершенно новый маршрут для своего проекта, уже одобренный специально созданной комиссией РАН. И этот маршрут, к величайшему сожалению Гришукова и его коллег, скорее всего, будет выходить на тихоокеанское побережье гораздо севернее – на территории уже не Приморского, а Хабаровского края. А раз так, из рук Владимира Гришукова руками президента России Владимира Путина и президента «Транснефти» Семена Вайнштока невольно оказывается выбит едва ли не главный социально-политический козырь.
|