Вообще, конечно, у нашего агропромышленного лобби принято в середине осени запугивать трудящиеся массы "призраком голода" - нехваткой зерна, сахара, мяса - всего того, что не вырастили, не собрали и разбазарили за летний сезон. Да и в Госдуме давно привыкли - как бюджет принимать, так у правительства то недород, то "объективные обстоятельства". Но на этот раз руководство АПК удивило даже бывалых : четыре месяца в правительстве не могли сделать простейшую бюрократическую вещь - утвердить правила проведения аукциона по продаже квот на импорт сахара-сырца.
Еще в июле появилось постановление правительства, определяющее, что "с 16 декабря 2000 г. сахар-сырец в объеме 3.65 млн. тонн будет импортироваться в Россию в рамках квоты, ставка таможенной пошлины по которой составит 5 %." Вне этой льготной квоты сахар-сырец тоже можно ввозить, но по таможенной ставке в 30%. Проллобировали..это постановление по нашим сведениям крупнейшие сахарные компании- трейдеры, заручившись "аппаратным ресурсом" вице-премьера Алексея Гордеева.
Эту хитрость придумали еще весной для того, чтобы, как водится, поддержать отечественные свекловичные хозяйства и сахарные заводы, которые не выдерживают ценовую конкуренцию с импортным сахаром-сырцом. Придумать-то аукцион, придумали, а затем в Минсельхозе будто впали в прострацию. В июле - совещались. В августе -интриговали. В сентябре должен был состояться аукцион квот. В октябре, согласно постановлению правительства истек официальный срок, до которого торги должны были железно состояться . Теперь обещают, что все будет в декабре. Правила игры, наконец-то, утвердили и стало понятно, почему так долго тянули. Сахарозаводчики, понадеявшиеся, что министр сельского хозяйства А. Гордеев, не допустит очередного передела рынка, просчитались . Они уже переименовали грядущий аукцион в "Торги для богатых" или в "Нефтянной аукцион". По правилам к торгам дупускаются все, независимо от профиля деятельности, то есть те фирмы, которые слабо представляют, что такое сахарный рынок. Уже всплыли имена двух вероятных лидеров - "Газпром" и "Лукойл". Многие эксперты тут же заговорили про скандальный тендер 95-го года "нефть-сахар" ("ни нефти-ни сахара" ), в котором победили нефтянники. Разумеется, помня об этом печальном опыте, российские сахарные трейдеры недовольны своим "министром невыполненных обещаний", недовольны правилами аукциона: даже скинувшись, они не соберут столько денег , сколько готов выложить за льготные квоты тот же "Газпром".
Говорят, правительство расчитывает заработать на этом оригинальном аукционе от 30 до 70 млн. долларов. Другой вопрос, что получит в результате прихода монополистов-непрофесионалов потребитель. По скромным подсчетам Министерства экономического развития введение квот приведет к росту цен на сахар процентов этак на 25. Шутка про восемь кусочков сахара в гостях снова станет актуальной.
Государственное регулирование, пусть даже с помощью таких явно нерыночных и неуклюжих методов, дело нормальное для любой страны. И недовольные будут всегда, как при любом аукционе. Удивляет другое - наши минсельхозовские чиновники, которые на протяжении целых четырех месяцев не могли утвердить элементарные правила торгов. Торговались?
"Американская свинина - 50 процентов жира!"
Недавно аудитор Счетной палаты Сергей Опеньшев сообщил депутатам-аграриям прискорбную цифру: "40-50 процентов потребляемого населением страны продовольствия закупается в настоящее время за рубежом." Говорил, что в нешем сельском хозяйстве за последние 5 лет сократилось производство мяса - на 25.6 % , молока - на 17.8 %, картофеля - на 21.7 % .Аудитор думал напугать и удивить, говорил в духе "железного занавеса" про продовольственную безопасность страны. Но наших аграриев цифрами не прошибешь - среди них добрая половина давно уже научилась зарабатывать не на производстве сельхозпродукции, а на "гуманитарном" импорте зерна и мяса.
Для справки: По данным Госторгинспекции в первом полугодии 2000 г. более половины проверенных импортных товаров оказались некачественными. К примеру, масло - 74.1%, мясные консервы - 94.6%. Российскую продукцию ловят на некондиционности в три-четыре раза реже.
В Минсельхозе про все эти цифры-страшилки тоже все прекрасно знают. Никто и не думает опровергать въедливого аудитора. Дело в том, что этой осенью руководство АПК усердно занимается самобичеванием. Особенно акцентируется внимание на проблемы с поставками свинины из Европы. Объяснение простое - прекратились удобные для Минсельхоза поставки дешевой и качественной свинины. Европейский союз отменил 35-процентные субсидии для своих производителей и экспортеров. В результате выросли цены, производить свинину в больших объемах им стало невыгодно. Вот тут-то русский мужик (в данном случае в пиджаке и в министерском кресле) зашевелился. Что делать? Свое производство вот уже как 5 лет сокращается и никак Минсельхозом не стимулируется. Остается, как всегда, одно - Америка.
Что такое американские окорочка мы хорошо знаем. Теперь по милости экономической политики Минсельхоза опытным путем изучим американскую свинину. (По признанию руководителей Мясного союза России американская свинина состоит на 50 % из жира, зато цены на нее на 30-40% ниже европейских плюс гарантированные поставки.) В общем, в этом году, Минсельхоз в этом году подложил всем нам большую американскую свинью.
Путин посмотрел на Гордеева с укоризной
Но есть одна цифра, которую руководство нашего АПК ни за что не признает. Речь идет о том, что 2 млрд. рублей, которые государство выделило на поддержку сельского хозяйства в текущем году были использованы не по назначению. Так по крайней мере, утверждают эксперты Института экономики переходного периода.
При этом тема "исчезновения" бюджетных средств, выделяемых на поддержку АПК, стала традиционной во время ежегодных осенних выступлений Владимира Путина перед аграриями России... Год назад в Краснодаре Путин, тогда еще и.о. президента, заявил, что бюджетные деньги "расхищаются в открытую",.отметив, в частности, что "из 5 миллиардов рублей, выделенных Федеральной продовольственной корпорации на закупку сельхозпродукции, по назначению было использовано только 1,5 миллиарда рублей."
И в этом году, выступая на октябрьском торжественном заседании работников АПК, президент не постеснялся подпортить аграриям настроение, подчеркнув, что Россия "немало потеряла за годы реформ и допустила элементарную растащиловку основных производственных фондов." И посмотрев, по словам очевидцев, на министра Алексея Гордеева, добавил:"Немалым укором государству стоят запущенные, а порой и просто разграбленные коровники и фермы." А потом, сделал паузу и сказал: "Понятно, что без поддержки государства сельскому хозяйству не выжить, но речь здесь идет не только о прямой финансовой помощи и реструктуризации накопившихся долгов"...
Для тех, кто знает о сельском хозяйстве только то, что у АПК всегда четыре проблемы (зима, весна, лето и осень), поясним:. последняя фраза президента о "прямой финансовой помощи" тоже была брошена в огород вице-премьера Алексея Гордеева. Дело в том, что 1 августа Путин срочно вызвал Гордеева в Кремль и потребовал доложить как правительство подготовилось к уборочной страде. Разговор состоялся резкий и нелицеприятный. Министр вынужденно был откровенен. В итоге, из президентского кабинета он вышел с разрешением о выделении бюджетной ссуды в 1 млрд. рублей на приобретение топлива и запчастей для уборочной кампании. То есть, министр фактически расписался в том, что все его предыдущие многочисленные заверения о рыночном подходе к кредитованию сельского хозяйства остались пустыми обещаниями.( Для государства выделение бюджетной ссуды на нужды АПК является актом почти бескорыстной помощи сельхозпроизводителям.)
Для справки: Уровень кредиторской задолженности сельхозпроизводителей составляет - 180 млрд. руб., из них 120 млрд. просроченных долгов. Причем соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (27 млрд. руб.) самое плохое в российской экономике. Основными кредиторами сельского хозяйства сейчас являются Пенсионный фонд и предприятия топливно-энергетического комплекса. При этом целых 5 млр.рублей , запланированных в бюджете 2001 г., аграрии собираются пустить на модные, но неапробированные методы латания "дыр" - лизинг и продовольственные интервенции. Напомним, что в свое время на модную идею Федеральной продовольственной корпорации тоже ушло 5 миллиардов. Магическая цифра для Минсельхоза.
"Битва" за урожай-2000 наглядно продемонстрировала, что наше аграрное руководство так и не сумело выработать и законодательно закрепить механизмы реализации государственной системы кредитно-финансового обслуживания АПК. Определить разумные налоговые и иные льготы для инвестиций в производство сельхозтехники, удобрений, зернохранилищ. Так и остались на бумаге новые правила о льготных процентных ставках для банков, предоставляющим заемщикам денежные кредиты. До сих пор не начал работать Россельхозбанк, потому что правительство так и не выполнило указание президента и не удосужилось внести в Госдуму соответствующий законопроект. В таких условиях, пользуясь положением полугосударственного банка, Россельхозбанк сможет безнаказанно осуществлять практически безвозвратное финансирование отдельных заемщиков, повторяя печальный, но для кого-то весьма прибыльный опыт Федеральной продовольственной корпорации. Вся эта непродуманная политика по прогнозам экспертов приведет в ближайшее время к череде новых банковских скандалов, связанных , в частности, с "запуском механизма функционирования" Россельхозбанка, , а так же с переходом от бюджетного кредитования к субсидированным кредитам, что может непосредственно задеть интересы Альфа-банка.
Руководство Минсельхоза продолжает, несмотря на трезвые расчеты ученых , играть с цифрами собранного урожая зерна. Задолго до окончания сентябрьских работ вице-премьер победно отрапортовал - "есть 65 млн. тонн зерна!" Хотя непонятно каким образом темпы сельхозуборочных работ в АПК при хроническом отсутствии техники могут опержать темпы прошлых лет? Ведь ничего к лучшему не изменилось.
На что расчитывает руководство Минсельхоза - на доверчивость премьер-министра и Президента?
Для справки: По данным Минсельхоза, из-за различных неисправностей в жатве не принимает участие около 200 000 тракторов (23% имеющихся) , около 60 000 зерноуборочных комбайнов (28% ), 20 000 жаток (19% ), 18 000 кормоуборочных комбайнов (26% ). К началу полевых работ 2001 г. необходимо отремонтировать около 230 000 тракторов, 113 000 зерноуборочных комбайнов, 32 000 кормоуборочных комбайнов, более 42 000 жаток. На это нужно порядка 10 млрд рублей..
В одной конфиденциальной справке, подготовленной в Госдуме, прямо говорится:: "...судя по публичным выступлениям руководителей аграрного блока правительства, политика в этой сфере переходит в область агитации и пропаганды, призванных завуалировать бездействие и создать видимость крупных достижений в АПК. Причем, это происходит в ситуации, когда отрасль все более уходит в "серый сектор экономики".( И действительно, по вполне официальным данным Института экономики сельского хозяйства - "в России до 40 процентов рынка зерна находится в теневом обороте") "Процессы развития и реформирования АПК, по сути, пущены его руководителем на самотек, конкретная работа подменяется пышными реляциями с одной единственной целью: как можно дольше усидеть в министерском кресле." Впрочем, есть еще один "аппаратный" выход избавления от груза невыполненных обещаний - пересесть в другое, более высокое кресло, например, в администрацию президента. Озирать с высоты кремлевских башен поля и веси регионов.
|