Российским подводным археологам, кажется, удалось наконец обнаружить место гибели легендарного парохода «Челюскин», затертого льдами и затонувшего в 1934 году где-то в Чукотском море. Об этом вчера сообщили участники российской экспедиции под руководством директора Русского подводного музея Алексея Михайлова, отправившейся на поиски «Челюскина» несколько дней назад. На сайте Чукотского автономного округа, помогавшего исследователям, утверждается, что археологам не только удалось обнаружить лежащее на дне судно, но и поднять на поверхность фрагменты парохода -- «стойку ограждения с кольцами и скобкой и часть крепления осветительной либо вентиляционной системы». Кроме того, водолазам удалось сделать видеосъемку затонувшего «Челюскина».
Но принадлежность находок именно «Челюскину» придется еще проверить, для чего материалы экспедиции придется отправить в Копенгаген. Именно в Дании в 1932 году по заказу советского правительства был построен этот пароход, которому предстояло стать главным действующим лицом одной из самых героических эпопей советского времени. Самое удивительное, возможно, то, что судостроительная компания "Бурмейстер и Вейн", создавшая «Челюскин», существует до сих пор (впрочем, ранее сообщалось, что она обанкротилась еще в 1966 году) и, возможно, узнает свою давнюю работу по кускам, поднятым со дня Чукотского моря.
Есть, правда, некоторый риск, что и на этот раз найти «настоящий «Челюскин» не удалось, как не удалось это сделать той же экспедиции Михайлова два года назад. В 2004 году археологи также предполагали, что смогут обнаружить затонувшее судно, но поиск парохода по известным ранее приблизительным координатам гибели успехом не увенчался. Алексей Михайлов даже заявлял, что архивные данные о месте катастрофы «Челюскина» сфальсифицированы. Однако сейчас исследователи, похоже, почти абсолютно уверены, что им удалось найти остов погибшего корабля. Кстати, поиски «Челюскина» проводились и в советское время, в 1974 и 1979 годах. Считается, что тогда ученые смогли определить место, где покоился пароход, но экспериментальной проверки этих данных не проводилось. В 70-х годах исследователи не погружались на дно моря, судно искали только с помощью эхолотов. На этот раз для поисков корпуса «Челюскина» применялся специальный подводный робот, снабженный гидролокатором.
Президент Российской ассоциации полярников Артур Чилингаров вчера осторожно заявил РИА Новости, что спешить с выводами не нужно, поскольку надо дождаться выводов экспертизы. Он упомянул, что в этом районе обломки кораблей находили и раньше. Однако эти фрагменты принадлежали другим судам, затонувшим в Северном Ледовитом океане. Тем не менее г-н Чилингаров отметил, что обнаружение «Челюскина» стало бы хорошей новостью, а в перспективе можно было бы решить и вопрос с подъемом парохода.
Но гипотетический подъем «Челюскина» может столкнуться с рядом трудностей. Для начала требуется пресловутое финансирование: работа с корпусами затонувших кораблей является весьма затратной операцией. Для сравнения напомним, что смета на подъем АПЛ «Курск» оценивалась в 60 млн долл. Впрочем, «Челюскин» лежит не на такой глубине, как погибшая в 2000 году субмарина, -- в районе гибели легендарного парохода от поверхности воды до дна моря всего лишь около 50 метров, тогда как «Курск» лежал на отметке 110 метров. С другой стороны, подводные работы в Чукотском море усложняет ледовая обстановка. Если акватория относительно теплого по северным меркам Баренцева моря большую часть года свободна, то арктическое побережье Восточной Сибири практически круглый год сковано льдом. Наконец, пока не очень понятно, в каком состоянии находится корпус «Челюскина» после 72 лет пребывания в соленой воде (напомним, что еще при затоплении судно было сильно помято льдами). Тем не менее поднять «Челюскин» все-таки очень хотелось бы: хотя бы из уважения к героической истории отечественных полярных исследований.
Справка
Пароход "Челюскин" отправился в свое первое и последнее полярное плавание из порта Мурманска 2 августа 1933 года. Он должен был стать первым судном своего класса, прошедшим Северо-Восточным проходом из Атлантики в Тихий океан за одну навигацию (годом ранее такой путь преодолел ледокол "Сибиряков"). На борту "Челюскина" было 104 человека -- экипаж и научная экспедиция под руководством Отто Шмидта. Пароход прошел Беринговым проливом в начале ноября и вышел в Тихий океан, но попал во льды и был вынесен ими обратно в Чукотское море. Во время зимовки люди разбили палаточный городок рядом с вмерзшим в лед судном. Однако корпус "Челюскина" не выдержал давления льдов, и 13 февраля пароход затонул. Для спасения оставшихся на льду людей была проведена уникальная по тем временам экспедиция: советские полярные летчики Ляпидевский, Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев, Доронин, Бабушкин эвакуировали челюскинцев на Большую землю. Зимовка на льдине завершилась 13 апреля 1934 года.
|