Вчера наконец состоялось расширенное заседание коллегии МПС. Напомним, что 26 февраля на расширенном заседании правительства кабинет министров принял решение начать структурную реформу железнодорожного транспорта. Спустя три дня была одобрена концепция реструктуризации МПС. Реализация задач по преобразованию железнодорожной системы и стала основной темой заседания министерства.
Выступая с вступительным докладом, министр путей соо щения Николай Аксененко отметил, что обсуждение пройдет "по свежим следам": только что стали известны итоги проверки балансовой комиссии министерства. "Главным вопросом" министр назвал рост кредиторской и дебиторской задолженности железных дорог. В связи с этим он привел данные, согласно которым в минувшем году "кредиторка" выросла на 23%, достигнув к 1 марта 40,376 млрд новых рублей, а "дебиторка" - на 17% (12,391 млрд рублей). При этом распределение динамики роста кредиторской задолженности свидетельствует о борьбе железнодорожников с неплатежами: если в первом полугодии 1997 года она выросла на 7 млрд рублей, то во втором 650 млн удалось "отбить". Вместе с тем министр призвал начальников железных дорог не почивать на лаврах и, напомнив, что лишь 37% платежей за перевозки вносится "живыми" деньгами, обозначил в качестве ориентира на этот год 60-процентную планку.
По мнению Николая Аксененко, помочь МПС в борьбе с задолженностью может правительство. Особо остановившись на "железнодорожных" долгах оборонки, министр, повернувшись в сторону Бориса Немцова, сидящего в президиуме, заявил, что правительство должно пойти навстречу МПС не только в вопросе пеней и штрафов, но и в отношении реструктуризации тех долгов, которые возникли по его вине. Как предполагает ведомство, уже в этом году за счет списания долгов и "прощения" пеней и штрафов "кредиторку" можно снизить соответственно на 10,5 млрд и 17,771 млрд рублей. Если пробивная сила Аксененко позволит реализовать этот оптимистичный для ведомства сценарий, к 1 января 1999 года задолженность уменьшится чуть ли не в четыре раза и составит 12,104 млрд рублей. Согласно провозглашенному курсу - 60% - "живыми" деньгами - министерство намерено в этом году заняться активным выбиванием долгов из грузоотправителей. К тому же сроку в МПС планируют извлечь из их карманов 4,321 млрд рублей - тогда "дебиторка" снизится до 8,069 млрд.
Коснувшись темы инвестиций в отрасли, министр обнародовал главное достижение: впервые в том году капиталовложения планировались исходя из "реального платежного баланса" (т.е. по реально имеющимся деньгам), а не из нормативов амортизационных отчислений, существующих чуть ли не со времен Лазаря Кагановича. Но как оказалось, большая часть "инвестиционных проектов" не имеет даже элементарных ТЭО. Поэтому отбор пригодных проектов осуществлялся силами экспертов министерства.
Борис Немцов лаконично изложил главные задачи, на решении которых должно сосредоточиться министерство. одчеркнув важность своевременной выдачи зарплаты, и.о. первого вице- премьера акцентировал внимание на важности переподготовки кадров и перепрофилирования "лишних" предприятий: "Вот мы сейчас готовим федеральную программу занятости увольняемых военных - 300 тыс. офицеров. А предстоящие сокращения в МПС - это 400 тыс. человек!" Коснувшись деятельности специальной рабочей группы министерства, предоставляющей скидки по тарифам, Борис Немцов заявил: "Никаких эксклюзивных тарифов быть не должно. Это закончится стрельбой, как в Национальном спортивном фонде. Тарифы устанавливает правительство". Он также попенял Николаю Аксененко: <Ведь договорились же, что министерство создает сильное подразделение, ответственное за проведение реформ. Сделайте его сами - не то придет "дядя" и будет вами распоряжаться>. В заключение Борис Немцов призвал министерство к конструктивному диалогу, заметив, что "есть совершенно определенные параметры - финансовое положение, платежи в бюджет, производственные показатели, по которым и будет спрос". В качестве образца для подражания он привел Московскую железную дорогу, где львиная доля платежей поступает "живыми" деньгами. Борис Немцов похвалил министра МПС: "Я знаю о том, что во многих местах культивируется о раз эдакого грозного Аксененко. Но я не против - пусть будет суровым, главное - порядок". И пошутил на прощание: "Ну, ладно, пора. Если я сейчас не уйду, МПС хуже будет".
Объем задолженности железных дорог, млрд руб. (по данным на 1 марта 1998 года) Железная дорога Задолженность Кредиторская Дебиторская Восточно-Сибирская 2,279 0,875 Горьковская 3,9 0,826 Дальневосточная 4,505 0,654 Забайкальская 2,208 0,163 Западно-Сибирская 5,326 2,415 Калининградская 0,065 0,043 Красноярская 1,698 1,282 Куй ышевская 2,57 0,951 Московская 1,517 0,797 Октябрьская 3,876 0,677 Приволжская 0,901 0,208 Сахалинская 0,285 0,134 Северная 2,386 0,697 Северо-Кавказская 2,5 0,814 Свердловская 3,251 1,032 Юго-Восточная 1,995 0,396 Южно-Уральская 1,108 0,418 Всего 40,376 12,391.
|