На Октябрьской железной дороге полетели головы Конфликт между руководством Октябрьской железной дороги и Министерством путей сообщения РФ, похоже, вступил в решающую фазу. Дело, безусловно, не только в личном неприятии, существующем, как нам сообщил источник в министерстве, между исполняющим обязанности министра путей сообщения Николаем Аксененко и начальником дороги Анатолием Зайцевым. В конце марта балансовая комиссия, проверявшая состояние дел на дороге, дала ее деятельности негативную оценку. Но, как считают на ОЖД, это еще не повод для принятия беспрецедентного решения: освободить от занимаемой должности сразу пятерых заместителей начальника дороги и ряд других специалистов из состава высшего руководства ОЖД. Неоднозначность ситуации заключается в том, что прошло всего лишь несколько месяцев с тех пор, как Октябрьская магистраль была признана лучшей среди всех железных дорог России.
Вот как прокомментировал ситуацию заместитель начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам иктор Лобко: - Когда в мае 1997 года на дорогу вернулся Анатолий Зайцев, его преемник Николай Аксененко, едва заняв министерское кресло, начал решительные действия по отстранению Анатолия Александровича от должности начальника дороги. Уже через месяц за сход грузового поезда (без жертв и тяжких последствий) начальнику дороги был объявлен строгий выговор как последняя мера перед увольнением. Тем самым Аксененко заявил о своих намерениях. При этом он отвел Зайцеву один квартал для того, чтобы устранить все имеющиеся на дороге недостатки. В то же время со стороны министерства были предприняты усилия по осложнению финансовой ситуации на дороге. Однако третий квартал не оказался провальным, и тогда министр пошел, что называется, ва-банк. Он прямо потре овал от Зайцева написать заявление об уходе, а на попытки того выяснить причину такого требования откровенно заявил: "Мне здесь просто нужен другой человек". Далее министр сделал все, чтобы довести человека до инфаркта, и Зайцев более чем на три месяца оказался в больнице.
Анатолий Александрович не сломался, выздоровел и выстоял. Тогда Аксененко стал действовать иначе: решил убрать всех, кто поддерживал Зайцева. Обратите внимание: дорогу обвиняют в финансовых провалах, а основной удар направлен на тех, кто финансами не распоряжается.
...За время пребывания Аксененко на министерском посту железнодорожный транспорт из естественно дотационной сферы экономики (такова мировая практика) превратился в крупнейшего налогоплательщика. Качать деньги в бюджет и внебюджетные фонды любой ценой, мало задумываясь о поддержании своего хозяйства в работоспособном состоянии, - вот суть политики господина Аксененко. Каким бы обоснованием все это ни прикрывалось, такая политика ослабляет отрасль, которая становится похожей на загнанную лошадь.
Второе. В тот же день, когда Николай Аксененко был представлен в качестве нового министра, он выступил на телевидении в программе "Герой дня". Ведущий задал такой вопрос: "Ваш предшественник говорил, что он ни в коем случае не допустит расчленения отрасли в угоду требованиям Международного валютного фонда. А вы?" И вновь назначенный министр ответил: "Конечно, мы не будем расчленять отрасль. Мы ее разделим". И действительно, дележка идет довольно активно. Этим вопросом уже, кстати, активно заинтересовалась пресса. Например, из публикаций в газете "Известия", московском деловом еженедельнике "Компания" мы узнали много весьма любопытных подробностей об определенных сторонах деятельности руководителя отрасли, о том, что для него личный интерес прежде всего. А Октябрьская дорога имеет в отрасли особое значение. Она является по существу экспортно-импортным коридором России. Здесь решаются крупные не только экономические, финансовые, но и политические вопросы. И, конечно, лучше иметь здесь начальником полного единомышленника, а еще лучше - человека, вообще не имеющего своего мнения.
В заключение Виктор Лобко заявил, что руководство ОЖД намерено в судебном порядке обжаловать действия министра по увольнению специалистов Октябрьской железной дороги.
|