Жизнь вносит коррективы даже в классику. "Наш паровоз", который вперед летит, сегодня уже и не факт, что "наш". Правда, это долго бы еще оставалось тайной, в том числе и для правительства РФ, если бы депутат Госдумы Александр Леонидович Кругликов с 23 октября прошлого года не посылал в правительство запрос за запросом, все просил дать подробную информацию о привлечении заемных средств Министерством путей сообщения (М С).
"Задолженность бюджета перед МПС превышает долг отрасли. А к концу 1998 года мы надеемся твердо встать на ноги по финансам".
(Из интервью министра МПС Николая Аксененко)
Начиналось все, как водится, с благих намерений. МПС хотело оптимизировать свою работу с бюджетом. Железнодорожники решили не мелочиться. В июле 1996 года года МПС заключило договор займа с Finance Trust Holding S.A. из Люксембурга на полмиллиарда долларов США под 20% годовых. И сумма велика, и проценты непомерны, но обеспечение под кредит еще круче - долговые обязательства МПС на сумму 600 млн долларов, которые, по условиям договора, могут быть переданы третьим лицам. Из текста документа также вытекает, что долговыми обязательствами МПС можно оплачивать тариф для перевозок за рубежом, и одновременно, что векселя - самостоятельная ценная бумага, не связанная с договором займа. Они вполне могут уйти в свободное плавание, даже если железнодорожники полностью погасят свою задолженность по кредиту. Придется или нет отдельно выкупать векселя за 600 млн долларов, зависит только от одного фактора: наличия совести у Тиграна Метца, подписавшего в качестве главы Finance Trust Holding S.A. этот легкомысленный со стороны МПС договор. Аналогичный трагический случай, как вы, наверное, помните, уже произошел недавно с долговыми обязательствами Сбербанка. Однако вариант с МПС может оказаться для государства куда хуже: если министерство будет не в силах расплатиться по кредиту или по векселям, эти суммы автоматически лягут на госдолг. Особенно заставляет задуматься пункт договора о том, что срок возврата кредита определяется моментом востребования своих денег заимодавцем и сумма кредита возвращается в течение 90 дней со дня предъявления такового требования. То есть общая задолженность МПС по этому договору может оказаться равной 1 миллиарду 100 миллионам долларов, и кредитор вправе потребовать свое, когда ему заблагорассудится - деньгами или, если таковых не окажется, активами.
|