Особенно на железной дороге Российской Федерации. Если случится, что, собравшись навестить в ближайшем пригороде любимую тетю, вы не обнаружите в привычном месте железнодорожную платформу, не отчаивайтесь и не вините в этом хулиганов. И национальная российская забава под названием "рэкет" здесь ни при чем. Скорее, платформа вместе с малопонятным призывом "не стой у приямка", семафором и кассой вместе с кассиршей совершенно до ровольно отданы правительством очередному инвестору в счет погашения долга. Какого? Об этом ниже.
Теплым июльским днем 1996 года глава оффшорных западных фирм "Finance Trust Holding S.A" и "Vitapoint LTD" иностранец со сложным гражданством Тигран Метц подписал договор о предоставлении Министерству путей сообщения России займа в шестьсот миллионов долларов США.
Не исключаю, что, убрав во внутренний карман золотой "Монблан", Метц долго и весело смеялся. Еще бы столь изящно впарить заем более чем в полмиллиарда баксов под двадцать (!) процентов годовых и под долговые обязательства МПС на шестьсот миллионов долларов в истории бизнеса удалось, наверное, только ему. Очевидно, не понимая до конца, в чем дело, рядом подобострастно хихикали до ровольцы от российского МПС.
А дело в том, что означенные долговые векселя ко всему прочему имеют статус самостоятельных ценных бумаг, которые Метц может согласно договору в любое время передать... третьей стороне. Например, вождю племени ассирийских нудистов или общине ветеранов Гренландии. Да мало ли можно найти желающих... Кроме этого, означенные долговые обязательства могут быть предъявлены Метцем к оплате в любое им возжелаемое время даже при полной выплате кредита.
Другими словами, путепроходчиками взято шестьсот миллионов, а отдавать придется более миллиарда. Долларов. В трехмесячный срок с момента предъявления финансовой претензии. А если денег при нынешней тотальной финансовой импотенции в срок не наскребется (а так оно и будет), МПС попросят расплатиться натурой, т.е. теми самыми железными дорогами и "приямками", на улучшение которых якобы миллионы и брались.
Из документов, находящихся в редакции, следует, что полученные миллионы боссы МПС собирались потратить исключительно на погашение долгов перед Пенсионным фондом, покупку топлива и "материалов верхнего строения пути". Проще говоря - шпал и щебенки для насыпи. Не имея в роду представителей точных железнодорожных наук, позволю себе дилетантское наблюдение: за такие деньги можно комфортабельно выложить не только железнодорожный, но и весь Млечный путь, и на пенсионеров пролить пусть не ливень, но дождик из золота.
Собственно, явная криминальность очередной отечественной сделки и явились предметом ее о суждения на недавней парламентской комиссии по коррупции. Как рассказал членам комиссии депутат Александр Кругликов, занимающийся этой историей с момента се интригующего начала, ни на один (! ) свой запрос в высокие инстанции он до сих пор отпета не получил. А ведь инстанции об этой сделке знали и без депутатских запросов...
Из письма министра финансов Михаила Задорнова от 2 июля прошлого года в правительство РФ: "...Сообщаем, что замечания Минфина России по финансовым условиям этого займа, представленные в Правительство РФ письмом от 02.09.96 г. N01-10/26 -3812, при подписании документов сделки со стороны МПС РФ учтены не были".
Значит, замечания все же были. И даже представлялись соответствующим письмом в правительство. Стало быть, и очередная сделка века в "инстанциях" не только озвучивалась и обсуждалась, но даже получала консультации. И это при том, что в правительстве и Минфине прекрасно знали, что МПС по Закону "О федеральном железнодорожном транспорте" не имеет права самостоятельно брать иностранные кредиты. В результате ни в бюджете 1997 года, ни в бюджете нынешнего года названная сделка не отмечена. Значит, скоро цена железнодорожной плацкарты до Кологрива подтянется к цене международного спального вагона.
отому что все мы - пассажиры этого неуправляемого состава, и расплачиваться за кредит МПС будет из нашего кармана. Может быть, поэтому молчат инстанции?
Впрочем, замечу, что и на этом сложном финансовом участке пути дергать экономический стоп-кран МПС отнюдь не спешит. Летом прошлого года его чиновники выпросили уже в отечественном ОНЭКСИМ Банке еще один кредит на сумму более чем восемьдесят пять миллионов долларов. Естественно, постеснявшись отразить их в текущем бюджете. Однако эйфория длилась недолго: в скором времени ОНЭКСИМ вежливо попросил долги оплатить. Денег у МПС, естественно, не обнаружилось. Все до последнего цента ушло на покупку палисандровых шпал и щебня из кимберлитовых трубок. Вновь помогли коммерческие банки. Вновь - долги, проценты. И снова - мимо бюджета... Не исключено, что вскоре в стоимость билетов включат оплату дыма от тепловоза.
Впрочем, ни сам министр путей сообщения Николай Аксененко, ни его финансовые мажордомы. ни тем более господа банкиры особенного дискомфорта от этой ситуации не испытывают. Ибо осведомленные источники убедительно пророчат в ближайшее время очередной приватизационный "наезд" власти паевое имущество. Безусловно, в этом процессе будет активно задействовано и имущество МПС, пока еще не очень разбазаренное. А так как имущества много, ею стоимости хватит и зарубежному "инвестору" г-ну Метцу, и отечественным банкирам.
Поэтому, уважаемые соотечественники, не обнаружив на месте привычного полустанка или заметив унылого негра в кепке российского проводника, не заламывайте в отчаянии руки. Лучше поспешите на ближайшую автобусную остановку и спокойно купите нужный билет в нужном направлении.
По имеющимся у меня данным. Министерство транспорта России просить у Запада кредиты на покраску километровых столбиков пока не собирается.
|