Несколько дней назад Счетная палата начала проверку одного из ключевых ведомств Министерства путей сообщения. Аудиторы Счетной палаты, пролистав лишь предварительные документы и печатные вырезки о нынешнем руководстве МГТС, схватились за голову. Да туг работы на несколько лет! И она уже началась - создана бригада опытных специалистов, возглавляет которую Александр Иванович Довгял, сам проработавший на железной дороге более сорока лет, и которая займется проверкой финансово-хозяйственной деятельности руководителей Министерства путей сообщения.
Николай Аксененко был приведен в правительственную команду Чубайсом и Немцовым после отстранения от должности бывшего министра Анатолия Зайцева, по рассказам сослуживцев, наотрез отказавшегося превращать железные дороги в предмет торга. Приватизаторам такая позиция не понравилась. Им нужен был человек, способный расчленить единые железные дороги на несколько самостоятельных прибыльных участков, по которым пойдет наибольший поток коммерческих перевозок. В этом случае тысячи километров второстепенных, с точки зрения реформаторов, железных дорог, соединяющих промышленные центры с провинцией, оказались бы под угрозой ликвидации. Зайцев считал это гибельным для России: отделение провинции от центра приведет к умиранию целых областей! Чубайса подобные доводы оставили равнодушным. Так возник земляк главного приватизатора Николая Аксененко.
Еще в начале девяностых годов на посту первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги Аксененко содействовал сознанию целого созвездия коммерческих структур, призванных выжимать из железных дорог всю возможную и невозможную прибыль, в том числе и связанную с железнодорожными перевозками. "Евросиб", "Балтийский торговый дом", "Балтийская строительная компания", "Дельта-Универсал", "Аккус" и многое другие фирмы вырастали как грибы после дождя. Добавим, что "Евросиб" возглавил племянник Николая Емельяновича Сергей Аксененко.
Название фирмы "Аккус", по словам бывших сподвижников министра. - слияние двух фамилий, Аксененко и Куст (Анатолий), который когда-то возглавлял коммерческую службу Октябрьской дороги. Начало бурной деятельности "Аккуса" знающие люди связывают с апатитовым концентратом. Дело в том, что в зоне действия магистрали оказались единственные в стране источники сырья для производства фосфорных удобрений - горно-обогатительные комбинаты "Апатиты" и "Ковдор". Миллионы тонн апатитового концентрата идут на большинство заводов страны. Золотой поток!
В середине девяностых все крупные производства, включая вышеозначенные ГОКи, задолжали Октябрьской железной дороге сумасшедшие миллиарды. Этого часа ждал Аксененко! Нет денег - конец перевозкам. Единственное, что остается, - рассчитаться апатитовым концентратом, но по более дешевой цене, скажем, не по пятьдесят долларов за тонну, а по сорок. И что характерно: долги шли не кредиторам, а коммерсантам, связанным с Аксененко. Неудивительно, что после подобной деятельности в печати появились громкие статьи о том, что руководство МПС сумело "заработать" на этих сделках более четырех миллиардов долларов!
Далее Аксененко решил выйти на международную арену. Он завязывает перспективные контакты с пресловутой фирмой "Сеабеко" и ее хозяином Бирштейном. Вскоре на российском рынке возникает "швейцарская" фирма по экспорту удобрений "Eastern Fertiliger Trading", чьим представителем в России становится сын министра. Недавно появились сообщения в печати о факте перепродажи этой фирмой за рубеж химического сырья, в результате чего российский партнер понес убытки на сумму около 25 миллионов долларов. Сейчас этот факт изучает счетная палата.
Ежегодно солидные бюджетные средства министерства направляются западным компаниям на закупку дорогостоящей техники, тогда как отечественные производители практически остаются в стороне. Скоро предприятия, производящие железнодорожную технику, погибнут, хотя наши электровозы и укладчики путей не уступают по качеству зарубежным. А с недавнего времени МПС в лице министра Аксененко стало закупать за границей и рельсы...
Вершиной деятельности МПС смело можно назвать "проект века" - скоростную железную дорогу Санкт-Петербург Москва. Недавно проект был закрыт президентским указом. Решение ценное, хотя и запоздавшее миллиарды из казны уже оказались выброшенными на ветер. Только в 1997 году 900 миллиардов неденоминированных рублей! Куда делись эти деньги, до сих пор точно никто не знает. Чиновники, близкие к руководству МПС, утверждают, что на покупку ценных бумаги валюты.
Осведомленные лица указывают также на приказ Аксененко от июля прошлого года о включении "в состав титула реконструкции и капитального ремонта магистрали Москва - Санкт-Петербург строительства 140-квартирного жилого дома на улице Болотниковской в г. Москве".
Но печальнее всего - благодаря деятельности Аксененко и его сподвижников около восьмидесяти тысяч работников Октябрьской дороги, доверивших "Балтийскому банку" (он обслуживает МПС) свои сбережения, скоро станут банкротами. Недобросовестные заемщики из круга высших чиновников МПС попросту наплевали на свои финансовые обязательства перед банком, лишив его возможности рассчитаться с вкладчиками.
|