Кругликов Александр Леонидович.
Депутат Государственной Думы от избирательного объединения "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Родился 11 сентября 1951 года, русский. Образование высшее. Кандидат исторических наук.
Перед избранием в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва - доцент Ульяновского института повышения квалификации работников народного образования.
Член Комитета Государственной Думы по образованию и науке.
Исполняющему обязанности Председателя Правительства Российской Федерации Кириенко С.В.
Депутатский запрос.
22 октября 1997 года и 18 февраля 1998 года Государственной Думой Российской Федерации направлялись запросы в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдина, в которых запрашивалась информация о законности договоров займа между Министерством путей сообщения и зарубежными финансово-инвестиционными компаниями Люксембурга и Кипра на общую сумму 600 миллионов долларов США (эти займы не нашли отражения в бюджете 1997 года, отсутствуют следы таковых и в федеральном бюджете на 1998 год), о привлечении банковских кредитов МПС РФ в ОНЭКСИМ банке, Альфа-банке, Инкомбанке на весьма круглую сумму.
Ни по одному из этих запросов Государственной Думы Российской Федерации ответа от Правительства не последовало. У меня не просто есть основания бросить упрёк высшим должностным лицам в структурах исполнительной власти государства в неисполнении положений Федерального Закона "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", но и твёрдое убеждение в том, что за молчанием Правительства скрывается стремление увести от ответственности лиц, готовых окончательно развалить транспортные инфраструктуры страны, наносящих ущерб бюджету, экономическому благополучию России и её граждан.
Ещё раз убедительно прошу, настаиваю на предоставлении исчерпывающей информации по запросам от 22 октября 1997 г. и от 18 февраля 1998 г.
Депутат Государственной Думы
А. Л. Кругликов.
16 апреля 1998 г.
- Александр Леонидович, вот передо мной лежит целая серия Ваших депутатских запросов - в Правительство, Генеральному прокурору - по поводу деятельности Министерства путей сообщения, а конкретней - министра МПС Н.Аксёненко. Почему эта фигура вызывает у вас беспокойство?
- Над Россией нависла угроза потери национальной безопасности - проблема не новая, но один из её особых аспектов заключается в том, что идёт целенаправленный развал всех транспортных инфраструктур. Этот вопрос волнует меня прежде всего - в частности, состояние дел в гражданской авиации: я представляю действительно авиационную Мекку страны - город Ульяновск. Там размещён флагман отечественного и мирового самолётостроения - ульяновский завод "Авиатор". Бывший флагман. Сегодня он занят не столько производством самолётов, сколько совершенно иными проблемами. Мощности его были рассчитаны на выпуск 60-100 машин в год, сейчас в лучшем случае выпускаем одну, две, три... От сорокатысячного коллектива осталось четыре тысячи реально работающих. А это - градообразующее предприятие, почти сто шестьдесят тысяч человек брошены на произвол судьбы. Ульяновск - это центр, где имеется единственное на сегодня в стране высшее училище гражданской авиации, положение этого училища сейчас тоже незавидное. 75% воздушных судов выработало свой ресурс, летать уже практически не на чем; почти четыре сотни авиакомпаний, большинство из которых неплатёжеспособно, разваливается на глазах, пример тому - ульяновское авиапредприятие, ныне компания "Симбирск-Аэро": распродали все машины, аэропорт, из которого раньше вылетали в 35-ти направлениях, теперь осуществляет перевозку пассажиров на одном ЯК-40 и только в направлении Москвы... В общем, развалили всё, что могли.
Но не многим лучше та обстановка, которая складывается на железных дорогах. Год назад ко мне поступила информация, которая меня поразила. Министерство путей сообщения вопреки всем нормам бюджетного законодательства заключило договор с двумя зарубежными компаниями - в Люксембурге и на Кипре.
- О чём же они договорились?
- О кредитах. МПС заняло у этих компаний в общей сложности 600 миллионов долларов под 20% годовых. Это было ещё летом 1996 года накануне президентских выборов...
- Александр Леонидович, это какой-то небывалый грабёж! На Западе дают взаймы под 7-8%, такова общепринятая норма. Ради каких же неотложных целей МПС потребовался такой кабальный договор?
- А вот о целях - вопрос особый. Мы сделали запрос из Государственной Думы - это было в октябре 1997 года - с просьбой проинформировать высший законодательный и представительный орган страны относительно того, как эти договорные обязательства Министерства путей сообщения увязываются с Законом о бюджете (МПС - это структура государственная, и если оно получает кредиты, эти деньги должны найти отражение в бюджете), имело ли Министерство путей сообщения право на самостоятельное заключение таких договоров - а надо сказать, таким правом оно не располагает. Я посмотрел бюджеты 96-97 годов - эти деньги не были там отражены. Ответа из правительства не было очень долго, затем пришёл так называемый промежуточный ответ. Мол, дано поручение ФСБ, Генеральной прокуратуре, Министерству финансов... Несмотря на якобы данные поручения - а промежуточный ответ подписывал господин Немцов - мы так в Государственной Думе запрошенную информацию и не получили. К февралю 1998 года нам стало известно и о других чудесах, которые творятся в Министерстве путей сообщения, возглавляемом господином Аксёненко. Выяснилось, что это Министерство заключило договора на получение кредитов и внутри России. С ОНЭКСИМбанком, с АЛЬФАбанком, с Внешторгбанком и так далее. С ОНЭКСИМбанком - на 85 с лишним миллионов долларов и на триллион неденоминированных рублей. Запросы в Правительство мы направляли регулярно, но ответов, как правило, не получали. Тем не менее нам удалось-таки в конце концов получить в Министерстве финансов целый комплект документов, из которых явствует... Да вот, ознакомьтесь сами хотя бы с письмом, подписанным Министром финансов М.М. Задорновым.
Правительство Российской Федерации
О привлечении иностранного кредита МПС России
В соотвествии с поручениями Правительства Российской Федерации и в дополнение к письму от 1.12.97 г. №... Минфин России докладывает.
В связи с обращением депутата Государственной Думы А.Л. Кругликова Минфин России запросил МПС России представить документы по займу между МПС России и компанией "Finance Trust Holding S.A." Люксембург, т.к. Минфин России не был поставлен в известность о состоявшейся операции.
Из представленных МПС России материалов следует, что, по мнению МПС России, министерство наделено правами хозяйственного субъекта и имеет право на самостоятельное привлечение иностранных кредитов. На настоящий момент министерством получено от компании "Finance Trust Holding S.A.", Люксембург, заёмных средств на сумму 303199910 долларов США и уже погашено 200983884 долларов США. Полученные средства были направлены на погашение задолженности железных дорог перед Пенсионным фондом, на приобретение материалов верхнего строения пути и топлива для эксплуатационных нужд железных дорог.
Вместе с тем из Федерального закона от 25 агуста 1995 г. №153-Ф3 "О федеральном железнодорожном транспорте" и Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. №848, не следует, что МПС России наделено правом привлечения иностранных кредитов от своего имени.
Исходя из того, что данный заём был привлечён МПС России самостоятельно, в федеральных законах "О федеральном бюджете на 1997 год" и проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" суммы займа не отражались.
Одновременно сообщаем, что замечания Минфина России по финансовым условиям этого займа, представленные в Правительство Российской Федерации письмом от 02.09.96 г. №..., при подписании документов сделки со стороны МПС России учтены не были. Эти замечания предусматривали, что предоставление займа под 20% годовых с ежемесячной оплатой процентов и сроком возврата заёмных средств "до востребования" в пользу заимодавца для российского заказчика невыгодны, документы не содержат чётких формулировок в отношении имущественных обязательств заёмщика перед заимодавцем, недостаточно отработаны тексты "Договора о займе", Долговые обязательства и др.
Минфин России считает, что подобного рода практика недопустима, поскольку нарушает принципы единой системы управления внешним долгом и ухудшает условия суверенных внешних заимствований Российской Федерации.
С учётом изложенного считаем необходимым предпринять решительные меры по ограничению доступа на внешние рынки органов федеральной исполнительной власти. Минфин России готов подготовить соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации.
М.М. Задорнов.
Речь идёт о прямом нанесении ущерба государству со стороны высших должностных чинов, членов правительства РФ. После этого последовало ещё не одно обращение в Правительство из стен Государственной Думы, были прямые контакты с господином Задорновым, господином Кириенко, и только в мае 1998 года наконец-то Правительством было дано поручение - в соответствии с устным обещанием М.Задорнова на встрече с фракцией КПРФ - Контрольному управлению и Счётной палате, да и мы в Госдуме приняли постановление, призывающее Генеральную прокуратуру разобраться во всех этих фактах и возбудить уголовные дела в отношении лиц, нанесших государству гигантский урон. Только около 300 миллионов долларов было передано в Пенсионный фонд для погашения задолженности, часть, должно быть, ушла на проценты по кредитам, а остальные делись неизвестно куда. А теперь вернуть этим двум западным фирмам мы обязаны примерно миллиард сто миллионов долларов. Это колоссальная сумма! На эти деньги мы могли бы накормить всех шахтёров, которые не сидели бы здесь на Горбатом мосту и не стучали бы касками! И погасить долги по зарплате учителям, да ещё бы на многое хватило.
Тем не менее господин Аксёненко и по сей день находится в кресле Министра путей сообщения - уже в третьем составе кабинета.
- Может быть, его не хотят выпускать из этого кресла, пока он не расплатится с долгами из своего кармана?
- Меня всё это, откровенно говоря, изумляет. Ни разу он не пришёл сюда, в Парламент, не объяснился... Родственники господина Аксёненко возглавляют целый ряд фирм, и есть подозрение - а подозрения эти имеют документальное подтверждение, - что и там не всё чисто.
Это и есть тема, которая меня сильно тревожит: прямой ущерб государству, ущерб экономическим интересам страны. Набрав кредитов, МПС обязано их гасить, а за счёт чего это будет делаться? За счёт повышения тарифов на перевозки, за счёт увеличения стоимости железнодорожных билетов...
- Кстати, недавно это и произошло - по крайней мере, в Московской области на пригородное сообщение цены опять повышены.
- Сегодня железнодорожный транспорт становится недоступным для подавляющего большинства людей в нашей стране. Вот что стоит за всеми этими документами.
- А как Вы относитесь к строительству скоростной дороги между Москвой и Ленинградом? Ведь туда, должно быть, тоже ухнуло немало денежек?
- Я считаю, здесь была особая синекура. Отношусь негативно. Конечно, нужда у России связать две столицы высокоскоростной магистралью есть и будет. Но это в перспективе. А в той реальной ситуации, в которой оказалась страна, - что, других проблем нет? Сегодня надо помочь сельскому хозяйству, помочь образованию, науке - это будущее страны. Если мы его не обеспечим, эта высокоскоростная магистраль - кому она тогда будет нужна?
|